Собрание писем к монашествующим

Всегда люди жаловались на различныя скорби, и напасти, и болезни; а в настоящее время, кроме других скорбей, все почти жалуются и на тяжелыя обстоятельства. И удивляться этому не должно. Настоящая жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей. Как кто проведет настоящую жизнь, сообразно тому получит участь в жизни будущей — или блаженную, или злополучную. Всех христиане, особенно правоверующие, желают наследовать блаженную участь в жизни будущей. А для получения сего неизбежно понести различныя скорби и болезни, по сказанному в слове Божием: многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное. — Люди разделяются на праведных и грешных, но ни те, ни другие не свободны от различных скорбей или болезней, как сказано в псалмах: многи скорби праведным; многи раны грешному. Святый Давид первых увещевает не малодушествовать, уверяя, что от всех скорбей Господь избвит их, а вторых, т. е. грешных, — увещевает не отчаиваться, глаголя, хотя и многи раны грешному, но уповающаго на Господа — милость объидет, т. е. если грешный с верою и упованием в покаянии будет прибегать к Господу, то получит помилование и прощение согрешений.

Всеблагий Господь праведным посылает различныя скорби, во-первых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонились в противную сторону, и не погибли, как сказано у пророка Иезекииля: егда реку праведнику: жизнию жив будеши, сей же, уповая на правду свою, и сотворит беззаконие, вся правды его не воспомянутся, в неправде своей, юже сотвори, в той умрет (гл. 33, ст. 13). Во-вторых, праведным Господь посылает различныя скорби для того, чтобы чрез это они совершенно очистились от грехов и страстей и получили велие воздаяние в будущем веке, по сказанному: яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я.

На грешных же наводит Господь различныя напасти и болезни, чтобы привлечь их к покаянию, как Сам говорит во Святом Евангелии: приидох призвати не праведныя, но грешныя на покаяние; и паки: покайтеся, приближибося Царствие Небесное; и чрез пророка Исаию глаголет: отъимите лукавства от душ ваших, приидите и истяжимся. И аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю (гл. 1, ст. 16-18).

Всем вообще говорит Господь и праведным, и грешным: приидите ко Мне вси труждающиис и обремененнии, и Аз упокою вы, возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим; и паки: в терпении вашем стяжите души ваша. Претерпевый бо до конца, той спасен будет.

Рождейся от Девы и Пришедый грешники спасти, помилуй создание Твое и подаждь нам терпение и смирение, и покаяние истинное, да не лишени будем десныя части помилованных Твоих. Аминь!!!

31. Объяснение Сретенскаго ирмоса: Покрыла есть небеса добродетель Твоя, Христе (1886 г.)

Сестры о Господе и матери!

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Поздравляю вас с всерадостным праздником Воскресения Христова. Сердечно желаю вам встретить и провести оный в мире и утешении духовном.

По обычаю своему, для пользы душевной, предлагаю на разсмотрение ирмос Сретенскаго канона.

Покрыла есть Небеса добродетель Твоя, Христе, из Кивота бо прошед, Святыни Твоея нетленныя Матере, в храме славы Твоея явился еси, яко младенец руконосимь, и исполнишася вся Твоего хваления.

Какая это добродетель, покрывшая небеса? Безмерная любовь Сына Божия к падшему роду человеческому, ради которой Он, будучи Бог, благоизволил быть человеком, родился от Святыя Девы в убогом вертепе, сорокодневным младенцем был принесен в храм, от безчеловечнаго Ирода бежал с Материею и Иосифом во Египет, воспитывался в доме простаго древоделя; наконец, ради спасения и избавления человека от власти диавола, претерпел заплевания и заушения и всякий вид уничижения и самую поносную смерть на кресте, но, по тридневном погребении, силою Божества Своего и Славою Отчею воскрес из мертвых и, поправ всю силу вражию и разрушив врата и заклепы ада, извел на свободу души, содержимыя там, веровавшия и уверовавшия в пришествие Его.

Ради спасения человека из любви тако Пострадавший Единородный Сын Божий и тридневно Воскресший, весь закон Свой основал на двух заповедях — любви к Богу и ближнему, и ни одна из этих заповедей не может совершаться без другой. Св. Иоанн Богослов говорит: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть (1 Иоан. 4, 20). Также и любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но не редко причиняет и вред душевный. Признак же истинной любви христианской апостол Павел выставляет следующие: любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется о неправде, радуется же о истине, вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает (1 Кор. 13, 4-8).

Но должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь, как начало и конец всех добродетелей, требует к приобретению своему и времени, и великаго понуждения, и внутренняго подвига, и молитвы, и прежде всего требует глубокаго смирения пред Богом и пред людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства — во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, то да помышляет, что любовь есть исполнение закона. Любяй бо ближняго, говорит апостол, весь закон исполни. Если бы мы и не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия. Путие бо злопомнителей в смерть; и зависть приимет люди ненаказанныя, т. е. не наставленных и не понимающих как должно христианской жизни, и ненавидяй ближняго во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть камо идет.