Собрание писем к монашествующим

35. Изъяснение слов: несть бо Царствие Божие брашно и питие (1888 г.)

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!

Братие о Господе и сестры, и матери!

Милосердием и долготерпением Божиим и еще сподобляюсь поздравить вас с всерадостным праздником Воскресения Христова. Сердечно желаю всем вам великое сие и знаменательное христианское Торжество торжеств встретить и провести в мире и утешении духовном.

По обычаю своему, для пользы душевной, предлагаю на разсмотрение апостольския слова: несть бо царствие Божие брашно и питие, но правда, и мир, и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 18).

Как ни дорого для христиан Царствие Божие и Царствие Небесное, но, по немощи человеческой, мы прежде всего заботимся о пищи и питии и о прочем, за что и подвергаемся евангельскому упреку Господа: не пецытеся убо глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся. Весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех: ищите же прежде Царствия Божия и правды его и сия вся приложатся вам (Матф. 6, 31-33). Господь порицает заботливое житейское попечение, как препятствующее к приобретению Царствия Божия; а св. апостол Павел выставляет и другую причину, также препятствующую, когда кто употребляет пищу или питие на соблазн и претыкание ближнему. Такому он угрожает наказанием, глаголя: зло человеку протыканием ядущему (Рим. 14, 20).

Древним христианам апостол сей подавал такой совет: добро не ясти мяс, ниже пити вина, ни о нем же брат твой претыкается или соблазняется или изнемогает (Рим.14, 21), а св. отцы соборов, снисходя немощи человеческой, кроме постов, запретили употреблять мясо только в два дня недели — в среду и пяток, в воспоминание предания и страданий за нас Христа Спасителя. Но в настоящее время многими православными христианами и эти два дня презираются и нарушаются из подражания неправославным. Впрочем, не одною мясною пищею или вином можно соблазнять ближняго, но и безпорядочным и неблаговременным употреблением всякой другой пищи и пития. В том и другом случае потребно каяться и исправляться, чтоб не постигло нас зло, которым угрожает апостол. В слове Божием говорится и о Царствии Божием, и о Царствии Небесном; какое в этом различие?

Царствие Небесное получают достойные по смерти в будущей жизни, а Царствие Божие твердо верующие и тщательные приобретают и в настоящей жизни внутри себя, в своей душе и сердце, по сказанному в Евангелии: Царствие Божие внутрь вас есть (Лук.17.21).

Как и чем приобретается Царствие Божие внутрь нас? По слову апостольскому, оно приобретается, во-первых, правдою или праведностию, которая состоит в исполнении заповедей Божиих и милостивом и сострадательном расположении к ближним; во-вторых, миром с ближними, миром от страстей, миром с своею совестью и миром с Богом чрез покаяние и смирение. Когда христианин понудится так себя устроить, тогда он получит благодатную помощь и при содействии Святаго Духа среди самых скорбей будет радоваться, твердо веруя апостольскому слову, что скорбь терпение соделовает, терпение же искуство, искуство же упование упование же не посрамит; что недостойны страдания нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас в жизни будущей, что многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное.

Смиренный Никита Стифат в книге Добротолюбия пишет, что стяжавшие внутренне Царствие Божие в жизни сей имеют свободный переход в Царствие Небесное; а не стяжавших сего в этой жизни переход в будущую бывает со страхом. Блажен тот, кто приготовит себя здесь к свободному переходу в Царствие Небесное, еже буди всем нам получити неизреченным милосердием и человеколюбием нас ради волею Пострадавшаго и Умершаго на кресте тридневно Воскресшаго Христа Спасителя нашего. Аминь.

36. Объяснение слов 1 посл. ап. Петра гл.1, о страхе Божием (1888 г.)

Братие о Господе и сестры, и матери!

Милосердием и долготерпением Божиим сподобляюсь я, немощный, и еще поздравить вас с наступающим всерадостным праздником Рождества Христова и пожелать вам всего благого и спасительнаго. По прежнему моему обыкновению желательно мне и ради наступающаго праздника сказать вам нечто для пользы душевной.

Верховный апостол Петр в послании своем к христианам пишет: Возлюбленнии, яко чада послушания, не преобразуйтеся первыми неведения вашего похотении; но по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз Свят семь (1 посл. гл. 1, ст. 14, 15, 16).