Собрание писем к монашествующим

57. Христианская мудрость требует искоренения «ветхого человека» (1870 г.)

Мир чадцу Софии! Наступает 17 сентября, память мудрой Софии с чады, тоже мудрыми. Поздравляю тебя и сердечно желаю проводить житие свое по имени твоему, да во причастницах будешь мудрых дев. Посему потщися всею силою, призывая и помощь Божию о том, чтобы не только отсекать прозябающия отрасли ветхаго человека, но и искоренить их, дабы более не произникали, как научает св. пророк Давид: прозябоша и проникша все делающии беззаконие, яко да потребятся в век века.

Буди! буди!

58. Серьезная болезнь серьезнее обращает к Богу

Слава и благодарение Господу за то, что послал тебе облегчение от серьезной болезни. И сбывается на нас псаломское слово: наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя.

— Когда посылается нам серьезная болезнь, то мы посерьезнее и разсуждаем о себе и о наших обстоятельствах и искренно прибегаем в молениях наших ко Врачу душ и телес к Единому вся ведущему и всемогущему, и вместе всеблагому и премудрому, Иже хощет всем спастися и в Разум истины приити.

59. Духовное возрождение начинается освобождением от страстей (1872 г.)

Поздравляю тебя с нынешним днем твоего рождения и молитв ради св. Страстотерпца и Целебника Пантелеимона, сердечно желаю тебе духовнаго возрождения. Хотя я и прежде писал тебе это слово, но и опять повторяю то же, и, пока буду жив, буду повторять, — потому что в этом кратком слове много, очень много содержится. — Кто возродится духовно, тот и от страстей исцеляется и делается способным проходить великия, телесныя и душевныя добродетели. На нынешний год желаю тебе пока хоть перваго, т. е. освобождения от страстей; а на будущий пожелаю и втораго, т. е. прохождения великих добродетелей.

60. Чадами Христовыми именуются те, в коих «вообразился Христос»

Значение слов чадо и чадце. Ты желаешь знать различие между чадами и чадцем. — Чадцами апостол называет тех, в коих еще не вообразился Христос, понесший безстрастно заплевания и заушения и всякий вид уничижения. Кто желает называться чадом Христовым, тот должен терпеливо и безропотно понести все то, что понес Христос и должен искренно молиться за обидящих, как Он молился за распинающих. Мир тебе!

61. О сожительнице. Об игуменстве… над собою (1863 г.)

Мать N!

Касательно м. В. ничего не могу сказать, потому что сам ея не знаю, а знающие ея м. Н. в Троекурове, а сестра твоя лежит больная в Белеве. Впрочем, все-таки думаю, что вы едва ли сойдетесь с нею: она, как ты пишешь, под руководством не жила, а ты под руководством не ужилась. Поэтому не мудрено, что вы обе будете настойчивы в своих, понятиях и привычках.

Относительно игуменства. Благословляю тебе быть игуменьею… над самою собою и над своими дурными привычками. — А остальнаго благословить тебе не могу, потому что это начинание не только не может быть полезно, но и опасно.

Живи и старайся наживать ум да разум, не кое-какой, а дельный, основательный, монашеский, не упрямый, а твердый, — и во внешнем, по приходу держи расход, и о себе суди по тому, что ты делаешь, а не по тому, что ты думаешь. — Надумать можно многое, но недостаток в исполнении обличает нас.

В прежнем письме писала ты мне, что имеешь к одному лицу залог несближения… Вперед называй всякую вещь своим именем; проще и прямее сказать, ты имела залог памятозлобия, доходящий до ненависти. — Зачем безобразие страстей прикрывать благовидными именами? Умудряйся во спасение. И прежде всего никого не вини.

62. О наставнице. Как стяжать разум духовный

Ты желала бы иметь, в своем месте, такую наставницу, к которой могла бы в борении помыслов относиться; но я не знаю, кого бы тебе назначить, кто бы была тебе угодна и полезна.

К о. Илиодору в Глинскую пустынь можешь писать, и можешь принимать его мнения и советы; остальных же, коих мнения все врознь, сама видишь, что принимать нельзя. — Ездить в Глинскую пустынь погоди; посиди дома и посмотри, что и как будет с тобою, и что с другими.