Новый эклогион

Увидев такое, я спросил:

— Неужели Бог радуется этому?

— Конечно, радуется, потому что, согласно Григорию Богослову, человек ничем иным не может послужить Богу столько, сколько злостраданием, а за человеколюбие Его — воздать слезами. Мученики — не только те, кто принял смерть за веру Христову, но и те, кто умерли, исполняя заповеди Христа. К скорбным помыслам мы должны относиться без злопамятства и вражды, а сластолюбивым противиться и воевать на них. Но никто не сможет победить, если убоится, подобно тому как воин, если испугается смерти, то не сможет совершить подвиг. Как говорит святой Исаак: малая скорбь ради Бога, лучше большого дела без скорби, потому что вольной скорбью испытывается наша вера и любовь. Я же верю, ибо это истина, что мученики по своей воле предавали себя на строгание, сожжение и страдания ради любви ко Христу, сильнее которой нет ничего в этом мире. Да и Христос Сам волею пострадал за нас, потому и мы должны пострадать за себя, чтобы не лишиться Его любви, как говорит апостол: «если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2:12).

Услышав это, я сказал:

— Горе нам, любящим плоть! Ибо ради любви к телу мы становимся врагами Богу.

Улыбнувшись, преподобный произнес:

— Когда бес сделал так, что я немного усладился, он долго смеялся надо мной и явился в образе упитанной свиньи. Однако сейчас проклятый был постыжен и горько воздыхает, будучи обожжен более меня. Вместе с тем он снова устрашает меня, скрежеща зубами, как высохший и слабый вепрь. Но теперь я смеюсь над ним, и радуюсь, и говорю, что Христос мой разозлил тебя сейчас, и снова да будет воля Его.

— Ты хорошо говоришь, отче, что смеешься над ним и радуешься, Потому что тот, кто побеждает страсти, в бешенстве на него нападающие, радуясь победе от радости забывает боль.

В другой раз, когда я снова пришел к божественному Кириллу, то увидел, как он, оперевшись на локоть, собирает траву. Собрав охапку, он постучал посохом и пришел ученик, которому преподобный сказал:

— Господин мой, возьми эту траву и отдай какому–нибудь животному (преподобный привык так поступать иногда).

— Я удивляюсь, что ты милуешь бессловесных животных, а к себе немилостив. Разве ты не испытываешь телесных страданий?

— Сотвори так, и будешь назван праведником, как говорит Священное Писание:«Блажен, иже и скоты милует».

Однажды случился сильный голод, от которого погибло множество людей. А преподобный половину хлеба, что получал в монастыре, отдавал иногда сироте, иногда кому другому, и многих таким образом спас от голода и смерти, говоря:

— Если у тебя всего один хлеб, и пришел к тебе нищий просить милостыню, возьми хлеб тот в руки и, взглянув на небо, произнеси:«Господи, Ты видишь, что у меня только один хлеб, и я погибаю от голода, но исполнить Твою заповедь я почитаю более важным, чем сохранить свою жизнь. Поэтому, как я отдаю этот хлеб голодному брату моему, так Ты дай мне. Я знаю Твою благость и уповаю на Твою силу, ибо Ты не замедлишь в благодати Своей, но щедро раздаешь дары Свои». Если ты так поступишь с хлебом, который даешь от скудости своей, то он станет для тебя как семя, порождающее обильные плоды.