Новый эклогион
Святой авва Епифаний был родом из селения Висандуки, расположенного в трех милях от Елевферополя в Финикийской области. Его отец занимался земледелием, а мать — обработкой льна. Отец блаженного скончался рано, когда Епифанию было всего десять лет, поэтому мать и младшая сестра Каллитропа были вынуждены жить в довольно стесненных обстоятельствах: часто им не хватало денег на пропитание. Всем их богатством был непослушный вол. Как–то мать сказала Епифанию, чтобы он пошел на базар, продал эту скотину, а на вырученные деньги купил еды. Однако отрок, зная нрав животного, воспротивился этому:
— Ты знаешь, что вол наш непослушен, и если я пойду его продавать, то народ на ярмарке, увидев его, накажет меня, — сказал он матери.
— Ступай, чадо, и Бог отцов наших Авраама, Исаака и Иакова сделает его послушным, чтобы ты смог его продать, а мы приобрели на эти деньги все потребное, — настояла на своем мать.
Призвав на помощь Бога и исполняя послушание матери, Епифаний взял животное и повел его на рынок. Здесь вол успокоился, стал кротким и привлек внимание одного торговца–еврея по имени Иаков.
— Поскольку мы одной веры, чадо, и являемся рабами Праведного Бога, соблюдем справедливость при продаже вола, чтобы ты не был обижен, и я не понес вреда, — обратился он к Епифанию. — Таким образом, мы не наведем потом на себя проклятия, и Бог не будет на нас негодовать, но привлечем благословения, потому что Он Сам сказал: «Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят» (Чис. 24: 9).
Услышав это, Епифаний сильно испугался:
— Я больше не хочу продавать вола, потому что это животное непослушное, мать велела мне его продать, чтобы купить еды. У нас умер отец, и мы очень нуждаемся. Однако сейчас я услышал от тебя, что вредить ближнему плохо. Я боюсь Бога и не хочу, чтобы ты предал меня проклятию за непослушное животное, — вдруг сказал он старому еврею.
— Чадо, возьми это в благословение, ступай к матери своей и дай ей, чтобы вы купили еды. Возьми с собой и вола. Если он оставит свой непослушный нрав, то пусть служит вам дома, а если не оставит, то выведите его из дома, чтобы он никого из вас не умертвил, — ответил удивленному мальчику Иаков.
Епифаний взял три монеты и вола и отправился домой. На пути его встретил один христианин по имени Клеовий и попросил продать ему скотину. В эту минуту вол заволновался и ударил Епифания копытом в бедро, от чего тот упал на землю и стал плакать от боли. Тогда Клеовий трижды перекрестил Епифанию больное место и — о чудо! — мальчик тотчас же смог встать, не ощущая уже больше никакой боли.
— О непослушное животное, за то, что ты хотел убить своего хозяина, во имя Иисуса Христа Распятого, не сойдешь больше с этого места, — сказал христианин волу. И в тот же миг, испустив дух, скотина упала.
— Кто такой Этот Иисус Распятый, именем Которого происходят такие знамения и чудеса? — в недоумении поинтересовался Епифаний.
— Этот Иисус есть Сын Божий, Которого распяли евреи, — сказал Клеовий.
Отрок побоялся открыть ему, что он еврей, но тут же поспешил домой, где рассказал матери о событиях дня. Прошло немного времени, и мать приняла решение отправить Епифания в подмастерья к мастеру, дабы сын смог своим ремеслом научиться зарабатывать деньги на пропитание. Жил Елевферополе один еврей–законоучитель, дивный и богобоязненный человек по имени Трифон. В селении Епифания у него было имение. Однажды, посещая его, Трифон пришел к матери Епифания.
— Не хочешь ли отдать мне Епифания, чтобы я усыновил его, а вы с дочерью будете получать все необходимое из моего дома? — предложил он бедной вдове.