Светлая Седмица

Христос воскресе!

Так, братие, Он воскрес! Воскрес воистину и от истины! Камень велий зело (Мк. 16; 4) не скрыл Источника жизни; кустодия не удержала в узах смерти "Льва от Иуды" (Откр. 5; 5); печать Каиафы растаяла от огня правды Божией! Не более трех дней Сыну Человеческому надлежало пробыть в сердце земли (Мф. 12; 40): но и сей малый срок сокращен до возможной крайности. Ибо время, протекшее от смерти Господа до Его воскресения, принадлежит только трем дням, а само по себе не составляет и четыредесяти часов. Так поспешено торжество истины над лжею и клеветами, невинности — над злобой и неправдами!

Да станут теперь иудеи над гробом Иисуса, и да судят сами о происшедшем; одно из двух: или "умершего да дадят, или воскресшему да поклонятся" (Стих. Воскр.). О, как постыжены в сем случае все расчеты мудрости человеческой, и как очевидна неисповедимость путец Божиих! Думали ль священники иудейские, вознося на Крест Иисуса, что они сим самым вводят Его как великого Первосвященника, во Святое Святых, дабы Он там предстал лицу Божию о нас, единым… приношением совершил… во веки освящаемых?(Евр. 10; 14)… Думал ли Пилат, полагая надпись на Кресте Иисусовом и отказываясь переменить оную, по требованию иудеев, что он сим самым, как слуга и вестник, провозглашает достоинство Того, Коему предана теперь всякая власть на небе и на земле? (Мф. 28; 18). Думал ли несчастный Иуда, принимая тридесять сребренников, что он берет не первосвященниками, а Самим Богом давно поставленную и пророком засвидетельственную цену Цененнаго, Его-же цениша от сынов Израилевых? (Мф. 27; 9). Прииди теперь, мудрость земная, и посмотри на свое безумие! Прииди, вера святая, и виждь, какой конец твоему терпению и упованию! Что на земле делалось по злобе и корыстолюбию, ослеплению и буйству, то на небе утверждалось по одной чистой любви и было следствием величайшей мудрости. На Голгофе, казалось, превращен был весь порядок мира и нравственного и чувственного, а он там весь восстановлен! Во гробе Иисусовом, по-видимому, погребены были навсегда все святые надежды, а они всем там утверждены навеки!

Итак, восклонитеся и воздвигните главы вашя (Лк. 21; 28), вы, кои, подобно своему Господу, страдаете за истину и правду: в судьбе Его указана судьба всех истинных крестоносцев! Есть Бог, судяй земли, отмститель невинных и защитник правых! Есть закон, коего никакой Каиафа и Пилат не в силах ни затмить, ни ниспровергнуть! Злоба человеческая может сделать много: она может лишить вас доброго имени, повергнуть в нищету, обременить узами, покрыть ранами, возвести на крест; может самый гроб ваш запечатать и окружить стражею, но здесь и предел всякому гонению и всякой неправде! Пргубляя тело, злоба врагов не может коснуться вашего духа, не может изменить в вас, без воли вашей, ни одной благой мысли, ни одного святого чувства: это ваша собственность, неотъемлемая, вечная! Над бессмертным духом вашим един Законоположник и Судия, могий спасти и погубити (Иак. 4; 12); Тот, Кто сотворил его бессмертным, Того убо единаго убойтеся (Лк. 12; 5); ибо Он, в случае неверности и нераскаянности, может не тело токмо, но и душу вашу ввергнуть в геенну огненную. А все прочее на земле, как бы страшно и могущественно ни было, страшно токмо для людей, живущих для земли, а не для тех, коих жизнь в Боге, надежды на небе, сокровища в совести, отрада в Евангелии. Пройдет несколько лет страдания, борьбы, очищения, — и вы, подобно Спасителю, представлены будете туда, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания: где одна истина и правда живет (2 Пет. 3; 13), и где за все, претерпенное на земле, награждают так, что награжденные и не помнят прежних болезней за настоящую радость.

И не сие ли самое, братие, воодушевляло всех подвижников благочестия, кои, подобно великому Подвигоположнику, восставшему ныне из гроба, всегда были гонимы от мира! Вем, яко присносущен есть, Иже иматъ искупити мя и на земли воскресити кожу мою, терпящую сия (Иов. 19; 25), — говорил некогда Иов, — и на гноищи благословлял имя Господне! Вем бо, Емуже веровах… яко силен есть предание мое сохранити до дне пришествия Своего (2 Тим. 1; 12), — писал некогда Павел, и с радостью шел в темницу и под меч! Будем и мы, братие, как можно чаще обращать взоры к лицу Воскресшего Господа. Если мы истинные последователи Его, то быть не может, чтобы и нас мир не преследовал своей злобой, или своими соблазнами. Кто же воодушевит нас мужеством, как не Он, Господь и Спаситель наш, восшедший за нас на Крест! Его брань есть наша брань, и Его победа есть наша победа: что было с Ним, то будет и со всеми нами: если с Ним страждем, да и с Ним прославимся! <.i>(Рим. 8; 17). Аминь.

IV

Христос воскресе!

Воскресе, — и ктому… не умирает, смерть Им ктому не обладает (Рим. 6; 9). Воскресе, — и приял власть воскресить всех, кои умерли во Адаме. Воскресе и ныне воскрешает в духе тех, кои обращаются к Нему с верой и повиновением!

Итак, вы, кои в мыслях своих любите обнимать судьбу всего человечества, и желали бы найти средство к освобождению его от всех зол, возрадуйтеся и возвеселитеся! Средство сие найдено на небе, есть Самим Богом ниспосланный Спаситель, Который отнимет… некогда всякую слезу от очию (Откр. 21; 4) всякого страдальца. После сего нам остается токмо следовать Его предначертаниям, распространять Его свет, разливать Его жизнь. — Вы, кои воздыхаете под тяжестью наклонной ко греху природы, не знаете как свергнуть иго страстей, — ободритесь и утешьтесь! Тайна паки-бытия духовного разгадана на Голгофе; есть Самим Богом посланный Разрешитель уз греховных! После сего нам остается токмо употреблять средства благодати, Им открытые, прививаться к Нему верой и любовью, ходить по стопам Его; — и в нас созиждется паки сердце чисто, и в утробе нашей обновится дух правый (Пс. 50; 12). Вы, Кои ищете бессмертия, всю жизнь гоняетесь за славой, если хощете бессмертия истинного, славы неувядаемой, то не ищите их нигде, кроме гроба Христова: здесь источник жизни и нетления! Воскресший Спаситель соделает вас бессмертными не по имени токмо, как делает мир и история, а даст всему существу вашему жизнь вечную.

О, братие, как блага и утешительна вера наша! Какое великое счастье быть христианином! Где столько света и жизни, как в Евангелии? Где столько упования и утешений, как у Креста? Где Спаситель, подобный нашему? Одни мы, христиане, носим крест, одни мы празднуем и воскресение! Что неизбежнее на земле первого, и что нужнее последнего? — Там, где вся мудрость земная теряется и не знает, что делать, молчит или ропщет, — я разумею над гробом, — там христианская вера наипаче и оказывает свое Божественное действие, — озаряет, утешает и живит. Крест, стоящий на могилах наших, говорит более о предназначении человека, нежели все системы философов.

Познаем же, братие, наше сокровище, и научимся дорожить им, как должно: не будем так легкомысленны, чтобы влаяться всяким ветром мнений и учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения (Еф. 4; 14). Многие могут обещать спасение, но Один токмо может дать оное — Тот, Кто взошел для сего на Крест и восстал из гроба. С креста, взошед на него добровольно, не говорят неправды, из гроба не восстают для лжи. Будем же верны и в делах и в жизни Воскресшему, как Он был и есть верен им. Аминь.

V

Христос воскресе!

Святой Амвросий Медиоланский, любомудрствуя о празднике Рождества Христова, замечает, что со времени его день начинает возрастать, как бы показуя сим начало и обилие света духовного, воссиявшего на весь мир из Вифлеема. Не с меньшей справедливостью, братие, можем заметить и мы, что время Воскресения Христова есть то самое в году, когда вся природа обновляется и как бы воскресает после хлада зимнего. Смотря на весну из окон храма, невольно видишь в ней некое знамение, коим земля ежегодно приветствует Победителя ада и смерти. Печальные знамения на Голгофе произошли единожды, ибо Спаситель единожды умер; а радостные знамения Воскресения повторяются всегда: ибо Христос, воскреснув из мертвых, ктому… не умирает (Рим. 6; 9). Он мог умереть и воскреснуть в другое время года; между тем, воскрес именно тогда, как вся природа может приветствовать Его своим совоскресением.