Передаю вам слово души моей. Письма

Я избирал лучшие монастыри: Соловецкий, Валаамский и древний Херсонский Георгиевский на самой скале над Черным морем; остановился и размыслил: «Воля моя мне уже не принадлежит, когда совершенно предаюсь воле Божией. Я избираю, по-видимому, лучшее, а спасение души моей заключается в невидимых и недоведомых судьбах от Господа». Итак, отвергнув выбор мой и волю прочь, я стал в Задонске.

3. 236. К Е.Е.

Вы желаете как можно лучше устроить Варвару Васильевну и думаете, в какой бы монастырь ее определить.

Мне приходит простая мысль: в тот, который здесь ближе к вам, — в Елецкий или Воронежский. Келия да церковь будут назидать любезнейшую вашу племянницу, а не люди, все располагающие по своим умствованиям и волям.

Спасение — не в наружной строгости, но в блюдении внутренних чувств и внимании своего сердца о Иисусе Христе. Не за другими нужно смотреть, как живут, но себя осматривать и непрестанно поверять, не оскорбляю ли я каким грехом милость Божию.

Непотр. раб Егор

26 января 1827 года

3. 241.К В.В.Г.

Божественный страх есть начало к просвещению, или начало премудрости. Сим мы научаемся разуметь и творить заповеди Господни. Гнилых и праздных слов не будем говорить. Да погрузится вся душа и ум в спасительное слово, благоприятное нашему сердцу.

Скажите, почему вы сознаете, что далеки вы от пути спасительного? Да исчезнут все суетные мирские страхи! Христос, любовью соединяющий сердца, есть спасительный путь и истинный Спаситель по нем идущих. Что вы скажете — что такое удаляет вас от Него? Христос не там, не вон где, но посреди нас стоит, свидетельствует святой Иоанн Предтеча, и мы не видим Его. Очистим чувствия наши и узрим Его, радующего нас. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф 5,8)… Ищите, и обрящете: Царствие Божие внутрь вас есть. Не в наружных вещах, видимых около нас, но просто внутри вас есть невидимое телесными глазами. Господи! просвети душевные очи мои, да вижу и взыщу Царствие Твое день и ночь, покуда обрящу.

Да будет в Нем покой души моей!

Вся сила в слове Божием и призывании Господа; без этого — молитвы мои и сообщение сердца моего вам ничто: ничто нас не может пользовать, кроме слова Божия, в жизнь вечную…

Сострадать же немощи есть взаимный долг наш во уповании на Господа сил; наш долг — не отчаиваться, а помнить и верить, что, когда изнемогаем, тогда сильны Господом.

В немощех наших сила Божия совершается: об этом свидетельствует святой апостол Павел (см.: 2 Кор 12, 9)…

Мне очень приятно сообщать приемлющему сердцу вашему все полезное к нашему сопутствованию в блаженство вечное. Любите труды, любите скорби и горести, любите любезно переносить все ради Христа, возлюбившего нас до смерти крестной.

Что значат слова мои о вашей молитве, с удовольствием объясню вам: они означают бесчисленную молитву тайную, втайне сердца глубоко кроящуюся, которую един Бог может видеть. Храните ж сие и никому не сказывайте, что вы молитесь: скройте быстрый взор ваш и скорость удержите скромностью тихого и молчаливого духа; смотрите телесными глазами в землю, а умом на небо.

Сие любовью пишу вам.

18-го января 1827 г.