Передаю вам слово души моей. Письма

3. 61.К М.М.

Вера не имеет сомнения; где вера — там ничто не смущает, все мирно и покойно. Надеющиеся на себя и на собственное исправление своей жизни не разумеют, что под мечтательными цветами кроется наносящий им самонадеяние — мечтатель змий! Но кто себе не доверяет и каждый день опасается и боится всякого преступления, тот действительно спасается, тому надежда — Бог! Большая добродетель есть добро творить и ненавидящим нас. Истинно высокий ум никогда не может предпочесть намерению угождать единому Богу — страстную привязанность и житейские суетности; но ежели не из смирения Христова истекает высокий ум, то такое высокоумие — грех; за это Ангел диаволом стал.

Святой Ангел Божий пребудет, неотступно охраняя вас, ежели вы пребудете всегда в молитве Иисусовой, от которой рождаются благие мысли… Ничем вы столько не дадите чувствовать противо-разумеющим силу истины во истинной любви, как скромным молчанием. Весьма нам нужно наблюдать чистоту сердца и умеренность в словах.

Я радуюсь желанию вашей маменьки причаститься Святого Тела и Крови Иисуса Христа с таким намерением, чтобы уже сердцем наблюдать Его заповеди и уклоняться от всего, что противно учению Христову. Тогда познаете, сколь приятна свобода от земных пристрастий…

В общую предосторожность скажу вам: слышно мне, что умножаются ныне юродствующие! А как это дело очень требует великой осторожности, чтобы ходить в правом духе, и бывает свыше человеческого разума, то за лучшее считаю не осуждать их и не знакомиться с ними, чтобы не ошибиться и не принять ложного духа вместо правого. Горе тем, которые прельстились! Они уже мечтают о себе, что лучше всех разумеют и действуют. А милостыню можно подавать без разбора каждому, требующему ради имени Христова.

Если кто говорит не от истины — то от себя. А на лестные и легкомысленные слова нужно отвечать молчанием и удаляться от произносящих оные.

Сентября 22-го, 1824 года

3. 69. К М.М.

Что высоко пред людьми, то мерзость есть пред Богом. Подумайте, матушка, чем мы можем похвалиться? Какими науками, какими познаниями? Самая преимущественная и высочайшая наука есть еже знати Господа и творити волю Его, — но мир о сей науке небрежет…

Очень опасно полагаться на самость: мы себя спасти не можем, так спасем ли кого другого? Хорошо, что ваше сердце сострадает о брате, — но печется ли оно о себе? Ведь только пекущиеся о своем спасении могут и другим послужить на пользу, при помощи Божией. Если же сего нет, то нужно рассмотреть мысль свою: не прелесть ли? Богу и миру служить единомысленно нельзя. Душа не делится надвое: двоедушными называются колеблющиеся на обе стороны, и потому они не устраиваются в мирное состояние истинного спасения.

25 августа 1825 года