Передаю вам слово души моей. Письма

Н.Н. запрещает вам и грозит: что ж из этого? Это — проба вашего сердца и правого намерения: ежели что против совести, то боязнь и страх человеческие обымут душу; а когда во славу Божию и ради спасения, — тогда суетно такое запрещение. Не трудно и не велико жить и обращаться по влечению чувственного пожелания и сообщения, но то славно и пред святыми Ангелами честно, что смертный человек старается и нудится, подобно им, провождать жизнь свою. Вы припомните, когда вас расслабляла страсть к чувственному плотскому услаждению… и мощи святых были вам ограждением. Поэтому явно разумеется, что непорочная чистота и воздержание очень приятны Господу. При этом нужно каждый час предаваться в покровительство Матери Божией и не полагаться нимало на взаимные ласки, которые по страсти, а не о Господе… Но чем ближе вы к Богу сердцем, тем ближе N. N. к обращению, где бы он ни был и в каком бы расстоянии от вас ни находился. Молитва, пост и уединение, которые могут быть ограждением вашим о имени Христове, проженут всякую мрачность и всякую лесть бесовскую обнаружат и разорвут, да не связана будет душа ваша, дышащая именем Господним и стремящаяся к Царствию Божию… Смирение — высота.

Пылкость, скорость, жаркий на минуту гнев, продолжающийся только до здравого рассуждения, — вот ваш характер; сии качества души вашей да обратит Господь Бог наш во благо именем Своим!.. Не любопытство, но вера спасает нас.

От сердца сердцу сообщаю мысль мою, чтобы вы, при помощи Всемогущего, были долготерпеливы и не мнительны в отношении себя к посторонним вещам. Июля 11-го, 1826 года

2.97. К М.П. Колычевой

Бог в нас!

Да облегчит Господь правосудный и милостивый тяжесть вашей болезни! Верую и умоляю вас: к славе Божьей повторите трижды нижеследующую сию молитву

Метафраста, по стихом, 3.

Давший пищу мне плоть Твою волею, огнь этот и опаляющий недостойные, да не опалишь меня, Создатель мой, паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу. Всю мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, и сохрани мя от всякого дела и слова душетленного: очисти и омый, и украси мя. Удобри, вразуми, и просвети меня. Покажи мне Твое селение единого духа, и не ктому селение греха. Да как Твоего дома, входом причащения, яко огня, меня бежит всяк злодей, всяка страсть. Молитвенники Тебе приношу все Святые, чиноначалия же бесплотных, Предтечу Твоего, Премудрые Апостолы, к сим же Твою нескверную, чистую Матерь. Их же мольбы благоутробне приими Христе мой, и сыном света соделай служителя Твоего. Ты же есть освящение, и единый наших, блаже, душ и светлость, и Тебе лепоподобно, как Богу и Владыке, славу все воссылаем на всяк день.

И еще прошу вас: во всяком случае не оставьте повторять сию молитву пред образом Спасителя. Силен Бог по благости Своей удивит на нас милость Свою, укрепит вас и утешит о Христе! Ноября 8-го, 1826 г.

2. 110. Марии Петровне Колычевой

Прочитал письмо священника и ваши строки. Что делать? По здравому суждению, в горестнейших и смертельных обстоятельствах нужно всеми мыслями стремиться к единому могущему облегчить страдание — Господу Богу!

Истинно, Господи праведен еси, и судьбы Твоя недоведомы нам; да будет воля Твоя!