Преподобный ИУСТИН (Попович)-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ -И ЭКУМЕНИЗМ-Оглавление:-Часть 1. Православное учение о Церкви-Введение-Православное

Как осуществляется "созидание Тела Христова"? Увеличением численности членов Церкви: каждый христианин святым крещением встраивается в Тело Христово, Церковь, становится ее сопричастником (Еф. 3,6), и так происходит увеличение, рост и созидание Церкви. Боговдохновенный Апостол говорит, что христиане суть "живые камни", из которых устрояется Дух духовный — Церковь (1 Петр. 2, 5). Но есть еще и другой путь созидания Тела Христова: он заключается в духовном возрастании, совершенствовании, созидании членов Церкви — причастников Тела Церкви. Над созиданием Тела Церкви трудится каждый член Церкви, неся какой-либо евангельский подвиг. Ибо всякий подвиг встраивается, врастает в Церковь, и так растет ее Тело. Растет оно нашей молитвой, нашей верой, нашей любовью, нашим смирением, нашей кротостью, нашим милосердием, нашим молитвенным состоянием, — растет оно всем тем, что евангельское, что добродетельно, что христолюбиво, что христоподобно, что влечет нас ко Христу. Мы духовно растем Церковью, а тем самым и она растет. Поэтому "все да будет к созиданию" (1 Кор. 14,26), к созиданию Церкви Христовой, ибо все мы призваны устрояться в жилище Божие Духом (Еф. 2, 22), Кто суть христиане? "Вы Божие строение" (1 Кор. 3, 9). Каждым своим благодатным даром, каждой своей добродетелью, каждым своим подвигом христианин "Церковь созидает" (ср. 1 Кор. 14, 4, 5, 12, 26). Все мы возрастаем к небу Церковью, и каждый из нас возрастает всеми, и все — каждым. Поэтому и ко всем, и к каждому относится это благовествование и заповедь: "Пусть растет тело (Церкви) для созидания самого себя в любви"(Еф. 4,16), А созидательная сила — это святые таинства и святые добродетели, на первом месте -- любовь: "любовь созидае, строит, назидает" (I Кор. 8,1).

Какова цель созидания тела Христова и нашего духовного возрастания в нем? — Да "все достигнем": 1) "в единство веры и понания Сына Божия"; 2) "в мужа совершенного"; 3) "в меру полного возраста Христова".

1) К единству веры и познания Христа можно придти только в единении "со всеми святыми" (Еф. 3,18), только соборной жизнью "со всеми святыми'', под верховным руководством святых Апостолов, пророков, Евангелистов, пастырей, отцов, учителей. А ими свято руководит Дух Святой, от Пятидесятницы и далее, через все века, вплоть до Страшного Суда. Дух Святой и есть Тот "один дух" в теле Церкви (Еф. 4,4). В Нем и от Него и существует "единство веры и познания Сына Божия", Господа нашего Иисуса Христа. Вся истина апостольской, православной веры во Христа и познания Христа находится в Духе Истины, который и вводит нас в эту истину, одну и единственную (ср. Ин. 16, 13; 15, 26; 14, 26). Он наше переживание Христа соединяет с соборным сердцем Церкви и наше познание Христа с соборным познанием Церкви. Тело Церкви одно и имеет "одно сердце" и "одну душу"(Деян. 4, 32). В это единое сердце, соборное сердце Церкви и в эту единую душу, соборную душу Церкви, - входим мы и с ними соединяемся благодатным действием Святого Духа, смиряя ум свой перед соборным умом Церкви, дух свой — перед Святым Духом Церкви, И так мы созидаем в себе непреходящее чувство и сознание того, что мы имеем одну и ту же веру в Господа Иисуса Христа со всеми святыми Апостолами, пророками. отцями и праведниками — имеем одну веру и одно знание о Господе.

Вера в Господа Иисуса Христа и знание о Нем представляют собой существенное, неразделимое единство. И эти два едины в Церкви, и даются Духом Святым за смиренные подвиги и прежде всего за смиренномудрие. "Единство веры — это значит: быть единым в догматах веры. Точно так же—и единство познания".

Святой Златоуст: "Единство веры означает: когда бы мы все имели одну веру. Ибо это и есть единство веры, когда все мы суть одно и когда все мы одинаково понимаем этот союз. А пока этого нет, ты должен трудиться над достижением этого, если получил дар наидания других. А когда все одинаково веруем — это и есть единство веры".8 Блаженный Феофилакт пишет: "Единство веры означает, все имеем одну веру, не расходясь в догматах и не имея между собой раздоров в жизни, Единство веры и познания Сына Божия истинно, когда православно исповедуем догматы и живем в любви, ибо Христос есть любовь"9.

2) Достигнуть в "мужа совершенного". Но что это такое — совершенный человек? Пока Богочеловек Иисус Христос не явился на земле, люди не знали ни что такое совершенный человек, ни кто это. Человеческий дух был не в состоянии представить себе образ совершенного человека ни как замысел, ни как идеал, ни тем более как действительность. Отсюда происходили только блуждания в поисках идеального человека и у таких выдающихся мыслителей рода человеческого, как, например, Платон, Сократ, Будда, Конфуций, Лао Цзы и др. дохристианских и нехристианских искателей идеального, совершенного человека. Только с появлением Богочеловека в человеческом мире люди узнали, что такое совершенный человек, ибо Его видели в действительности, между собой. Для человеческого сознания нет больше сомнений: Иисус Христос — вот совершенный человек Что касается истины, она вся в Нем и настолько вся в Нем, что вне Его и нет истины, ибо — Он Сам — Истина; что касается Справедливости, она также вся в Нем и настолько вся в Нем, что вне Его и нет Справедливости, ибо Он Сам

— Справедливость. И все самое лучшее, самое возвышенное, самое Божественное, самое совершенное, — все это осуществилось в Нем, Нет такого блага, которое бы человек, пожелав, не нашел в Нем. Точно также нет и греха, который бы христоборец, выдумав, мог найти в Нем. Он весь без греха и полон совершенств, и потому Он — совершенный человек, идеальный человек. Если не так, то покажите другого, который бы был хотя бы приблизительно подобен Ему. Но разумеется, такого человека никто не может показать, ибо в истории его не существует.

Вопрос в том, как можно достичь в "мужа совершенного"? Но единственность Единственного и состоит именно в том, что Он всем дал возможность исключительно единственным способом не только соприкоснуться с "совершенным человеком", но и стать Его сопричастниками, Его членами, совладетелями Его тела: "от плоти Его и костей Его" (Еф. 5, 30). Каким образом? — Только вместе "со всеми святыми", через святые евангельские добродетели, через святую соборную жизнь Церкви. Ибо Церковь явилась не чем иным, как "совершенным мужем" на своем пути во все века к конечному осуществлению Божия плана о мире, Именно таким образом и самым меньшим между нами, и самым презренным, и самым убогим дана возможность вместе со всеми святыми посредством евангельских добродетелей достигнуть в "мужа совершенного". Ибо сказано: "Доколе все достигнем в мужа совершенного". Значит, это дается не гордому одиночке, но смиренному причастнику Церкви и дается в сообществе "со всеми святыми". Живя "со всеми святыми" в Богочеловеческом теле "совершенного мужа" — Христа, каждый христианин, по мере своих подвигов, достигает и сам этого совершенства, становится и сам совершенным человеком. Итак, в Церкви становится для каждого доступным и осуществимым Божественный идеал: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" — Бог (Мф. 5, 48). Святой Апостол особенно подчеркивает, что цель Церкви " "представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе" (Кол. 1, 28). Богочеловек Себя, "совершенного мужа", из безграничного и непостижимого человеколюбия преобразил в Церковь, чтобы всех, которые станут ее членами, преобразить в совершенных людей. Вот цель всего Бого человеческого домостроительства спасения: "Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3,17).

3) Достигнуть "в меру полного возраста Христова", Что это значит? Что образует высоту, полноту Христову? Чем Он полон? — Божественными совершенствами. "Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2, 9), живущая в границах человеческого тела. Этим Спаситель и показывает, что человеческое тело способно вместить в себя полноту Божества, и в этом, действительно, цель человеческого существования. Поэтому "достигнуть в меру полного возраста Христова" значит возрасти и срастись со всеми Его Божественными совершенствами, духовно с ними благодатию соединиться, всего себя с ними соединить и в них жить. Или: Христа и в Нем пребывающую полноту Божества переживать как свою жизнь, как свою душу, как свою высшую ценность, как свою вечность, как свою высшую цель и свой высший смысл. Переживать Его как Единого Истинного Бога и как единого истинного Человека, в котором все человеческое доведено до вершины человеческого совершенства. Переживать Его как совершенную Божественную Истину, как совершенную Божественную Правду, как совершенную Божественную Любовь, как совершенную Божественную Мудрость, как совершенную Божественную Жизнь, вечную Жизнь. Словом, это значит, переживать Его как Богочеловека, как великий смысл всех богозданных миров (ср. Кол. 1,16-17; Евр. 2,10).

Как это возможно? Это возможно опять только в единении "со всеми святыми". Ибо сказано: "доколе достигнем все в меру полного возраста Христова", — не только я и ты, не только мы, но все, и только под руководством святых Апостолов, пророков, Евангелистов, пастырей, отцов и учителей. Только святые знают путь, имеют все святые средства и дают их всем, жаждущим Бога, чтобы они возросли "в меру полного возраста Христова", А что такое возраст (высота) Христова и глубина Христова, как не Его Богочеловеческое Тело — Церковь? И поэтому достичь в меру возраста Христова — это не что иное, как стать настоящим членом Церкви, ибо Церковь и есть "полнота Христова", "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1,23). Если ты член Церкви — это значит, что ты постоянно находишься в единении "со всеми святыми", а посредством их—в единении с чудесным и чудотворящим Господом Иисусом Христом. А с Ним ты весь бесконечен, весь свет, весь вечен, весь любовь, весь истина, весь правда, весь молитва; все твое входит в одно сердце и в одну душу "со всеми святыми", ты имеешь соборный ум, соборное сердце, соборную душу, соборную истину, соборную жизнь. Все соборно Духом Святым, и ты весь соборен; ты не свой, ты во всех и через всех, и все в тебе и через тебя. Ты не имеешь ничео своего, ибо в действительности это твое только через всех святых; и ты не свой, но Христов, и только через Него свой, и свой только "со всеми святыми". Они тебя с невыразимой радостью и делают Христовым, и исполняют полнотой Христовой, от Кого и ради Кого и в Ком все (Кол. 1,16-17). — Итак Церковью и только в Церкви люди достигают цели и смысла человеческого существа на небе и на земле,

Возрастая возрастом Христовым "в мужа совершенного", человек постепенно выходит из духовного детства и духовной слабости, набирает силы, созревает душой, умом и сердцем. Живя Христом, он весь врастает в Христа, в Истину Христову, сродняется с нею, и она становится вечной Истиной его ума, его сердца и его души. Про такого человека можно с уверенностью сказать; он знает Истину, ибо имеет Истину. Эта живая Божественная Истина находится в нем, служит ему непогрешимым мерилом для различения добра и зла, истины и лжи в человеческом мире. Поэтому его никакая человеческая наука не может ни увлечь, ни соблазнить. Он сразу почувствует, какой дух имеет любая человеческая наука, которая ему предлагается. Ибо он знает человека, знает, что в человеке, и знает, какую науку он может создавать и предлагать, Всякая человеческая наука, которая не ведет к Божественной Истине, разве не состряпана из лжи? Какая человеческая наука определяет истинный смысл жизни и объясняет тайну смерти? — Никакая, Потому-то она и ложь, и обман — и в том, о чем говорит, и в том, что предлагает как решение вопроса жизни и смерти. То же самое, нет такой человеческой науки, которая бы объясняла нам проблемы человека и мира, души и совести, тайну добра и зла, Бога и диавола, А если они нам этого не говорят, то разве не сбивают с толку своими мелкими, бессмысленными умствованиями и не заводят в лабиринты губительных мелочей? В человеческом мире только Богочеловек Иисус Христос решил все главные вопросы мира и жизни, от решения которых зависит судьба человеческого существа на небе и на земле (на этом и на том свете), Кто имеет Христа, тот имеет все потребное человеческому существу не только в этой временной, но и в бесконечной, вечной жизни. Человека, во Христе живущего, никакой ветер человеческой науки не может поколебать, а тем более увлечь и оторвать от Христа. Без веры во Христа и без утверждения в Истине Христовой всякий человек, действительно, есть тростник, колеблющийся от всякого ветра ложных человеческих учений (Еф, 4,14).

Поэтому Богомудрый Апостол советует и повелевает христианам: "Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь, ибо хорошо благодатью укреплять сердца" (Евр. 13, 9). Чаще невольно, нежели преднамеренно люди обманывают себя различными науками. А тем самым они обманывают себя грехом, который через навык стал их мыслящей силой и настолько вошел в естество человека, что люди не могут ощущать и увидеть, как грех их водит и руководит ими в умствованиях и науках, и как через грех ими руководит творец греха — диавол, ибо он бесчисленными искусными и очень тонкими способами вводит свои обольщения и обманы в человеческие науки, которые удаляют людей от Истинного Бога. Более того, он в эти человеческие науки путем логики греха вносит полностью все свое лукавство и хитрость, и тем самым умело соблазняет и обманывает людей, а они, находясь в самообмане, отрицают Бога, не хотят Бога, или не видят Бога, или отворачиваются и ограждаются от Бога. Грех есть прежде всего психическая, разумная, интеллектуальная сила, подобно тончайшей жидкости разлитая по сознанию и совести человека, по уму, по душе. по разуму, и она действует через сознание и совесть как составная сила сознания и совести, поэтому люди все соблазны и обманы своего сознания и совести полностью принимают за свои, человеческие, естественные, но не могут ощутить и усмотреь, находясь в состоянии самообмана и закоснелости, что это диавольская хитрость, диавольское лукавство, которым диавол повергает человеческий ум, сознание и совесть во всякую смерть, то всякую тьму, из которой они не могут видеть Бога и Божие, поэтому Его часто и отрицают, и хулят, и отвергают. По плодам этих наук можно ясно заключить, что они воистину учения бесовские (1 Тим. 4,1).

Этой разумной жидкостью демонского лукавств, проникнуты, вольно или невольно, и все философии "по человеку", "по преданию человеческому" (ср. Кол. 2, 8), поэтому они не знают Божественной Истины о мире и человеке, о добре и зле, о Боге и диаволе, а обольщают себя тонкими демонскими неправдами, тогда как в философии "по Христу" — Богочеловеку заключена вся истина неба и земли без остатка (Кол, 2, 9). Философии "по человеку" "ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных" (Рим. 16,18). Нет сомнения, что все человеческие философии можно, в конце концов, разделить следующим образом: на философии "по человеку" и философию "по Богочеловеку". В первых главный познавательный и творческий фактор есть диавол, а во второй - Богочеловек Иисус Христос. Основной принцип философии по Богочеловеку: Богочеловек есть мера всех существ и вещей. Основной же принцип "гуманистической" философии по человеку — человек есть мера всех существ и вещей.

В философии по Богочеловеку Иисусу Христу находится вся Истина, вечная Божественная Истина, ибо во Христе "вся полнота Божества телесного" присутствует и в этом мире, а через эту полноту присутствует и сама Вечная Истина в этом мире, присутствует телесно в Богочеловеке Иисусе Христе, который в то же время есть и совершенный Бог, и совершенный человек, во всем реальный Бог и во всем реальный человек. В философиях же по человеку присутствует, так или иначе, ложь, которая каждым нервом связана с отцом лжи и всегда уводит к нему. Поэтому необходимо день и ночь хранить себя в самом главном органе человеческого существа — в совести, чтобы эта ложь не проникла в тебя, в меня, и не повергла нас, наш ум, нашу мысль в царство лжи, в ад. Поэтому в Священном Писании дана заповедь: "по уму будьте совершеннолетни" (1 Кор. 14, 20). И будете, если возрастете "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова", ибо тогда ваш ум благодатно и священно соединится с умом Христовым, с соборным, святым и Богочеловеческим умом Церкви, и вы вместе со святым христоносцем сможете возгласить: "Мы имеем ум Христов" (1 Кор., 2, 16). Тогда никакой ветер человеческой науки обманом и хитростью диавольской не сможет поколебать нас и ввести в заблуждение, но мы всем существом своим останемся в Вечной Истине, которая есть Сам Господь Иисус Христос — Богочеловек (Ин. 1б, 6, 8, 32,36; 1,17).