Преподобный ИУСТИН (Попович)-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ -И ЭКУМЕНИЗМ-Оглавление:-Часть 1. Православное учение о Церкви-Введение-Православное

Имея Богочеловека своею Главою, Церковь стала самым совершенным и самым драгоценным существом неба и земли. Все Богочеловеческие качества стали ее качествами: все Его Божественные силы и все воскрешающие, все преображающие, все обоживающие силы, все силы Богочеловека — Христа, все силы Святой Троицы, — навсегда стали ее силами. А что самое важное, самое чудесное и самое потрясающее — это то, что сама Ипостась Бога Слова из непостижимой любви к человеку стала Вечной Ипостасью Церкви. Нет такого Божиего богатства, Божией славы и Божиего добра, которые бы не стали навсегда нашими, достоянием каждого человека в Церкви.

Всю непостижимость Своего могущества и человеколюбия Бог особенно показал воскресением из мертвых, Его вознесением на небо над Херувимами и Серафимами и всеми Небесными Силами, основанием Церкви как Его тела, которого Он, воскресий и вознесшийся ечноживой Богочеловек — Глава. Это безграничное чудо Бог сотворил "во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1,20-23).

Так в воскресшем и вознесенном Богочеловеке осуществлен предвечный план Трисвятого Божества, "дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1, 10), — осуществлен в Богочеловеческом Теле Церкви. Церковью, Своим Богочеловеческим Телом, Господь соединил в единый вечноживой организм всех: ангельские существа, людей и всех богосозданных тварей. Таким образом, Церковь - это "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 23), то есть полнота Богочеловека Иисуса Христа, который как Бог "наполняет все во всем", а как человек и Вечный Архиерей дает нам, людям, жить всей полнотой в Церкви посредством святых таинств и святых добродетелей. Это воистину полнота всего божественного, всего вечного, всего богоподобного, всего богосозданного. Ибо именно Церковь является вместилищем и полнотой Божественной Истины, Божественной Справедливости, Божественной Любви, Божественной Жизни, Божественной Вечности; полнотой всех божественных совершенств, а также и человеческих совершенств, ибо Господь Иисус Христос, Богочеловек, есть двуединая полнота Божественного и человеческого. Это Бого-человеческое единство (Церковь), обретшее бессмертие и вечность тем, что его главою является Сам Вечный Богочеловек, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Церковь как полнота Богочеловеческого Тела живет бессмертными и животворящими Божественными силами воплощенного Бога Слова. Это чувствуют все истинные члены Церкви, а наиболее полно — святые и Ангелы. Это вместилище Богочеловеческих совершенств Иисуса Христа и есть "надежда призвания Его" и "наследие Его для святых" (Еф. 1, 18). Церковь — это не только цель и смысл всех тварей и вещей, от Ангела до атома, но и их единая высшая цель и высший смысл В ней нас Бог действительно "благословил всяким дховным благословением" (Еф. 1, 3); в ней Он даровал нам все средства для нашей святой и непорочной жизни пред Богом (Еф. 1, 4); в ней Он нас усыновляет через Сына Своего Единородного (Еф. 1, 5-8); в ней Он нам открыл вечную тайну Своей воли (Еф. 1, 9); в ней Он соединил время с вечностью (Еф. 1,10); в ней Он совершил обожение и одухотворение всех тварей (Еф. 1,13-18). Поэтому Церковь представляет собой самую великую и самую святую тайну Божию. В сравнении с остальными тайнами она представляет собой всеохватывающую тайну, самую великую тайну. В ней всякое Божие таинство — это благовесте и блаженство, и каждое из них — это рай, ибо каждая из них содержит полноту Сладчайшего Господа, ибо именно Им рай становится раем и блаженство — блаженством; именно Им Бог есть Бог и человек есть человек; именно Им истина становится Истиной и справедливость — Справедливостью; именно Им любовь становится Любовью и доброта — Добротою; именно Им жизнь становится Жизнью и вечность — Вечностью.

Основное благовестие, которое содержит всеохватывающую радость для всех существ неба и земли, — это: Богочеловек есть все и вся на небе и на земле, и в нем — Церковь. А главное благовестие — это глава Церкви — Богочеловек Иисус Христос. И действительно, "Он есть прежде всего, и все Им стоит" (Кол. 1,17). Ибо Он есть Бог, Творец, Промыслитель, Спаситель, Жизнь жизней, Существо существ и Существующее над существующим: "все Им и для Него создано" (Кол. 1, 16). Он есть цель всему, что существует, Все Его творения созданы как Церковь и составляют Церковь, а "Он есть глава тела Церкви" (Кол. 1, 18). Это есть Божественное единство и Божественная целесообразность твари под главенством Логоса. Грех отколол от этого единства часть творений и потопил их в безбожной бесцельности, в смерти, в аде, в муках. И потому ради них Бог Слово сходит в наш земной мир, становится человеком и как Богочеловек совершает спасение мира от греха. Его Богочеловеческое домостроительство спасения имеет свою цель: все очистить от греха, обожить, освятить, вновь вернуть в Богочеловеческое тело Церкви и, таким образом, восстановить всемирное Божественное единство и целесообразность твари.

Став человеком и основав Церковь на Себе, Собою — в Себе, Господь Иисус Христос неизмеримо и как никогда возвеличил человека. Он Своими Богочеловеческими подвигами не только спас человека от греха, смерти и диавола, но и вознес его над всеми остальными существами. Бог не стал ни Богоангелом, ни Богохерувимом, ни Богосерафимом, но — Богочеловеком, и этим он поставил человека выше Ангелов и Архангелов, и всех ангельских существ. Господь Церковью покорил человеку все и вся (Еф. 1, 22). Церковью и в Церкви, как в Богочеловеческом теле, человек возрастает до надангельских и надхерувимских высот. Поэтому путь его восхождения дальше, чем у Херувимов, Серафимов и всех Ангелов. В этом заключена тайна над тайнами. Пусть умолкнет всякий язык, ибо здесь начинается неизглаголенная и непостижимая любовь Божия, неизглаголенное и непостижимое человеколюбие воистину Единого Человеколюбца — Господа Иисуса Христа! Здесь начинаются "видения и откровения Господни" (2 Кор 12,1), которые нельзя выразить никаким языком, не только человеческим, но и ангельским. Все здесь выше ума, выше слов, выше природы, выше всего сотворенного. Что касается тайны, в Церкви заключена великая тайна человека в великой тайне Богочеловека, который есть Церковь и в то же время Тело Церкви и Глава Церкви. И при всем этом человек, включенный в Церковь и являющийся полноправным ее членом, человек, который в Церкви является частью Богочеловека Иисуса Христа, — является частью Святой Троицы, членом Богочеловеческого Тела Христова — Церкви (Еф. 3, б), самой святой и драгоценной тайны Божией, тайны над тайнами, всеохватывающей великой тайны. Церковь — это Богочеловек Иисус Христос через все века и через всю вечность. Но с человеком и после человека — богозданная тварь: все, что на небе и на земле было создано Богом Словом, — все это входит в Церковь как ее тело, которому глава — Господь Иисус Христос, но глава — это глава тела, а тело — это тело главы; неотделимо одно от другого, полнота одного и другого — "полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1, 25), Становясь через Святое Крещение членом Церкви, всякий христианин становится составной частью "полноты Наполняющего все", и сам наполняется полнотой Божией (Еф. 3, 19), и, таким образом, достигает всесовершенной полноты своего человеческого существа, своей человеческой личности. По мере своей веры и благодатной жизни в Церкви каждый христианин достигает этой полноты через святые таинства и святые добродетели. Это остается в силе для всех христиан всех времен, Все наполнено полнотой Наполняющего все во всем: все в нас, людях, все в Ангелах, все в звездах, все в птицах, все в растениях, все в минералах, все во всех богозданных тварях ибо, где Богочеловеческое Божество, там и Его человечество, там все верные всех времен и всех существ — Ангелов и людей. Именно таким образом мы, члены Церкви, исполняемся "всякой полнотой Божией" (Кол. 2,9): Богочеловеческая полнота — Церковь, Богочеловек — ее глава, Церковь — Тело Его, а мы на протяжении всего нашего существования полностью зависим от Него, как тело от головы. Из Него, бессмертной Главы Церкви, по всему Телу Церкви струятся благодатные животворящие силы и оживляют нас бессмертием и вечностью, Все Богочеловеческие чувства Церкви происходят от Него и в Нем, и Им. Все святые таинства и святые добродетели в Церкви, которыми мы очищаемся, возрождаемся, преображаемся, освящаемся, становимся частью Богочеловека Господа Иисуса Христа, Совершенного Бога, частью Святой Троицы, и таким образом спасаемся, — происходят от Отца через Сына в Духе Святом, и это благодаря ипостасному единству Бога Слова и нашей человеческой природы в чудесном Лице Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа.

Для чего Богочеловек Господь Иисус Христос, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в Церкви является и всем и вся? Для чего Он — Глава тела Церкви, и Церковь — Его тело? Для того, чтобы все члены Церкви "истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос... доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4, 15, 13). Это означает: Церковь есть мастерская Богочеловека, в которой каждый человек при помощи святых таинств и святых добродетелей преображается в Богочеловека по благодати, в Бога по благодати. Здесь все совершается Богочеловеком, в Богочеловеке, по Богочеловеку — все в категории Богочеловеческого. Богочеловеческой Своей Личностью Господь Иисус Христос охватывает, пронизывает, проникает все и повсюду, где живут человеческие существа; сходит в самые мрачные места земли, в сам ад, в царство смерти; восходит выше всех небес, чтобы Собою исполнить все и вся (Еф. 4,8-10; Рим. 10,6-7).

Всем в Церкви руководит Господь Иисус Христос. И так растет Богочеловеческое тело. Богочеловек — растет! И это чудо непрерывно совершается ради нас, людей, и ради нашего спасения, Растет Тело Христово — Церковь. Растет с каждым человеком, который становится членом Церкви — составной частью Богочеловеческого Тела Христа. И этот рост каждой человеческой личности в Церкви происходит от Главы Церкви — Господа Иисуса Христа, а также через Его святых — богоносных Его сотрудников.

Человеколюбивый Господь даровал и Апостолов, и пророков, и Евангелистов, и пастырей, и учителей — "к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова" (Еф, 4, 11, 12). И из Господа Иисуса Христа, как из главы Церкви "все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение" (Еф. 4,16),

В чем надежда нашего христианского знания? — В соединении нашем с Господом Иисусом Христом, а через Него с теми, кто в Нем, в Его Богочеловеческом Теле - Церкви. А Его тело — "одно тело" (Еф. 4,4), тело воплощенное Бога Слова, и дух в этом теле — "один дух" (Еф. 4, 4) — Дух Святый. Это Богочеловеческое единство, оно совершеннее и полнее всякого единства. В мире земном не существует более действительного, более всеохватывающего и бессмертного единства, чем единство человека с Богом и с другими людьми и со всеми тварями. А средства для того, чтобы войти в это единство, доступны всем — это святые таинства и святые добродетели. Первое святое таинство есть крещение, первая святая добродетель есть вера. "Одна вера" (Еф. 4, 5), и нет другой, кроме нее, и "один Господь" (ср. 1 Кор. 8,6; 12,5; Иуд. 1,4), и нет другого, кроме Него (1 Кор. 8,4); и "одно крещение" (Еф. 4, 5), и нет другого, кроме Него. Только в органическом единстве с Телом Церкви, только как член этого чудесного организма, человек приходит к полному ощущению, осознанию и убеждению, что, в действительности есть только "один Господь" — Пресвятая Троица н только "одна вера" - вера в Пресвятую Троицу (Еф. 3,6; 4, 13; 4, 5; Иуд. З); только "одно крещение" — крещение во имя пресвятой Троицы (Мф. 28, 19) и только "один Бог и Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Еф. 4,6; ср. 1 Кор, 8, 6: Рим. 11, Зб). Святой Дамаскин;

"Един над всеми Отец, Который через всех Словом Своим, исходящим из него, и во всех Духом Святым". Это ощущать и этим жить — значит поступать достойно христианского звания (Еф. 4, 1; ср. Рим. 12, 2; Кол. 3, 8-17: 1 Сол. 2, 7). Словом, это значит - быть христианином.

Через Иисуса Христа все люди: и евреи, и эллины не знающие Бога, — имеют "доступ к Отцу, в одном Духе", поскольку только через Христа приходят к Отцу (Еф. 2-18; Ин. 14,6). Своим домостроительством спасения Богочеловек всем нам открыл доступ к Богу в Троице (ср. Рим. 5, 1-2; Еф. 3, 12; 1 Петр. 3, 18). В Богочеловеческом домостроительстве спасения все происходит от Отца через Сына в Духе Святом. Это верховный закон в Богочеловеческом Теле Церкви, в жизни каждого члена Церкви. Ибо что такое спасение? — Жизнь в Церкви. А что это — жизнь в Церкви? Жизнь в Богочеловеке. А что такое жизнь в Богочеловеке? — Жизнь в Святой Троице, ибо Богочеловек есть Второе Лицо Пресвятой Троицы, всегда Единосущное и Единожизненное со Безначальным Отцом и Животворящим Духом (ср. Ин. 14,6-9; б, 23-26; 15,24-26; 16,7,13-15; 17,10-26). Таким образом, спасение — это есть жизнь во Святой Троице.

Только в Господе Иисусе Христе человек впервые проявился полностью единым по существу, триединым. И в этом богоподобном триединстве он обрел и единство своего существа, и бессмертную богоподобность, и жизнь вечную, — поэтому вечная жизнь заключается в познании Триединого Бога (ср. Ин. 17, 3). Уподобиться Триединому Господу, исполниться "всякой полнотой Божией" (Кол. 2, 9-10; Еф. 3, 19), стать совершенным, как Бог (Мф. 5, 48), — вот наше призвание, и в нем надежда нашего знания — "знания святого" (2 Тим. 1, 9), "знания небесного" (Евр. 3, 1), "знания Божия" (Флп. 3,14; Еф. 1,18; Рим. 11, 29). Только в Церкви Христовой мы ощущаем живо и бессмертно, что мы "призваны к одной надежде нашего звания" (Еф. 4,4). Одно звание для всех людей, и одна надежда для всех людей. Это звание живет и непосредственно переживается Церковью и в Церкви "со всеми святыми через святые таинства и святые добродетели" (Еф. 3,18-19). И мы тогда ощущаем "одно тело и один дух" "со всеми святыми". "Так мы, многие, составляем одно тело во Христе" (Рим. 12, 5), "ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, и все напоены одним духом. Тело же не из одного члена, но из многих. Членов много, а тело одно (1 Кор. 12, 13-14, 20, 27). "И вы — тело Христово, а порознь — члены". (1 Кор. 12,27). Надежда, ведомая верой и любовью евангельской, приводит нас к осуществлению и осознанию нашего звания, нашей цели, нашего призвания — богосовершенства. А все это может происходить только в Богочеловеческом Теле Христовом (Церкви) посредством Его Богочеловеческих сил, которыми живут все члены этого единого святого тела, в котором один дух — Дух Святый. Дух Истины (Ин. 15, 26) — это Соединитель всех душ христиан в одну душу — соборную душу, и всех сердец — в соборное сердце, и всех духов — в один дух — соборный дух Церкви, в одну веру — соборную веру Церкви. Это и есть то соединение и единство тел, и единство духа, в котором все происходит от Отца через Сына в Духе Святом, ибо "один Бог. производящий все во всех" (1 Кор. 12,6; ср. Рим. 11, 36).

"Так мы, многие, составляем одно тело во Христе" — только во Христе (Рим. 12, 5). Через святые таинства и святую жизнь в святых добродетелях мы становимся членами единого тела Христова, и между нами нет никакой границы, никакого промежутка, все мы сжились между собой и связаны одной жизнью, подобно тому как члены человеческого тела связаны между собой. Мысль твоя, до тех пор, пока находится "во Христе", составляет "одно тело" с мыслями всех святых членов Церкви, и ты действительно мыслишь "со всеми святыми", мысль твоя благодатно, органически соединена с их мыслями. Это же касается и твоих чувств, пока они "во Христе", и твоей воли и твоей жизни, пока они "во Христе". В нашем теле членов много, но одно тело — "так и Христос" (1 Кор. 12,12). "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело" — (1 Кор. 12. 13), и один Дух нас ведет к одной Истине. В Своем Богочеловеческом Теле, из которого и в котором существует Церковь, Господь Иисус Христос Крестом объединил всех людей (Еф. 2,16). В этом вечном Богочеловеческом Теле "дары различны, но Дух один и тот же "(I Кор. 12,4); Дух, Который действует через все святые дары и обитает во всех членах Церкви, объединяя их в один дух и в одно тело:

"Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело" (1 Кор, 12,13).