Православие и современность. Электронная библиотека.-Архимандрит Иустин (Попович)-ТОЛКОВАНИЕ НА 1-Е ПОСЛАНИЕ -К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ

Грех настолько вкоренился в нашу душу, в наше сердце и во все наше существо, что вся наша жизнь протекает во мраке греха и сама рождает любогреховные помыслы, возбуждающие греховные чувства и дела, которые постепенно превращаются в диавольские чувства и дела, поскольку грех, большой и малый, – несомненно живая сила диавола! Кроме этого, грех по своей сущности – жизнь диавола; ведь диавол живет посредством греха, мыслит, чувствует, действует посредством греха и на вечные мучения обрекает посредством греха. Одним словом, диавол есть диавол посредством греха, так что грех в первую очередь есть "духовная" демонская сила, которая на протяжении нашей жизни преображается в видимые и невидимые лица. Но кроме этих преображений грех всегда является и остается силой диавола, жизнью, мыслью и чувством диавола. Поэтому Сам Господь и Бог стал человеком и как Богочеловек совершил спасение человека от греха, смерти и диавола, спасение от жизни, мыслей, чувств и действий диавола.

Как, каким образом? Посредством жизни в Боге, богомыслия, чувств в Боге, действий в Боге Он совершил спасение человека, и только Он как Богочеловек мог его совершить. Другого пути нет. Только весь человек, соединившись с Богом, мог и может спасти от диавола и от страшных его сил – греха и смерти. Человек только через Богочеловека соединяется с Богом, Который, будучи Всесильным, спасает от диавола и всех его убийственных сил.

Спасение человека есть подвиг воплощения Бога в человеке, когда человек с помощью благодатных Таинств и святых добродетелей воплощает в себе Богочеловека Христа, единого Спасителя людей от греха, смерти и диавола. В этом бесконечном и сложном подвиге человек живет для Бога, думает, чувствует, действует для Бога: жизнь человека благодатью Святаго Духа превращается в бого–жизнь, мысль – в бого–мыслие, чувство – в бого–чувствование, дела – в бого–делание. Как человек, плененный грехом, живет для греха, так и тот, кто служит Богу, живет для Него.

Как человек без Богочеловека через страсти становится диаволочеловеком, так через веру, любовь и добродетель он становится богочеловеком по благодати! Всю свою жизнь христианин строит по Богочеловеку и никогда – по человеку, поскольку он всем своим существом чувствует, что вне Богочеловека все является грехом, смертью и мучением. Жизнь без Богочеловека недостойна праведного человека, христианина, – ведь в ней всегда действуют и господствуют видимые и невидимые силы греха и зла, которые прямо и косвенно происходят от диавола.

Только жизнь в Богочеловеке и ради Богочеловека достойна человека, поскольку такая жизнь дает ему вечную божественную правду, истину и радость. Поэтому для христианина основа основ – это жить достойно Бога, что происходит, когда человек живет жизнью Богочеловека Христа: ведь Он стал человеком, сошел с небесных высот, чтобы показать нам, людям, чт!о представляет из себя жизнь Бога. И Он показал нам это самым очевидным и совершенным образом, так что мы благодаря Ему знаем, что действительно божественную жизнь можно прожить в человеческом теле и при земных условиях.

Жить по божественному Евангелию есть то же, что жить достойно воплотившегося Бога: Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую (Флп. 1, 27).

Исполняться божественной заповедью Евангелия – это и есть жить достойно Бога; исполняться всем существом святыми добродетелями Евангелия – это и есть жить достойно Бога. Одним словом, жить Господом Иисусом Христом как душой нашей души, как сердцем нашего сердца, как совестью нашей совести, как желанием нашего желания, как существом нашего существа – это и есть жить достойно Бога.

Должно спрашивать себя: каждый мой помысл, каждое мое чувство, каждое дело достойно ли Господа? Могли бы они стать Его достоянием? Может, мои мысли, чувства и дела вызовут стыд, поскольку недостойны Бога? Жить достойно Бога, думать достойно Бога, чувствовать достойно Бога, действовать достойно Бога – это и есть жизнь христианина в этом и ином мире. И такая жизнь непрерывно ведется в богочеловеческом Теле Христовом, в Церкви: там все, сочлененные с Ним, живут с вечноживым Богочеловеком, думают, чувствуют и действуют через Него в святой богочеловеческой общности со всеми святыми (Еф. 3:18) к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:12–13).

Поэтому эта благодатная жизнь легка в Церкви вследствие благодати Божией и молитв всех святых, помогающих каждому из нас ночью и днем в продолжительном подвиге обожения. Такая жизнь выводит человеческое существо из царства греха, зла и срама и направляет его в Царство Бога, истины, любви, правды и славы. И это Божие Царство начинается еще здесь, на земле, в Церкви Христовой, – ведь там, где находится Бог, находится и Царство Его. А Бог и Господь Иисус Христос полностью находится в Своей Церкви, а вместе с Ним – ангелы и святые, и в них – вечная истина Божия, вечная правда, любовь и жизнь Божия.

Жить со всеми святыми в этой вечной правде и истине – это и есть жить достойно Бога, достойно Самого Господа неба и земли, чудного Богочеловека Иисуса Христа.

2:13. Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих.

Каждое слово воплотившегося Слова Божия есть слово Бога. Таково Евангелие Господа Иисуса Христа. В нем заключено само слово Божие, и мы таким его приняли от Господа Иисуса Христа и таким передали вам. И вы приняли его как слово Божие, которое действует и приносит плоды в вас, верующих.

В чем заключается разница между словом Божиим и словом человеческим? В том, что слово Божие обладает жизнодательной силой Божией; эта сила дает жизнь всему существующему. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт. 1:3). Слово Божие обладает творческой силой: оно создало солнце, звезды, землю, животных, птиц и весь видимый мир. Одновременно эта сила создает и духовный мир, небесных существ, и дает жизнь. Как? Поскольку Сам Господь Иисус Христос есть воплощенный Бог Слово, и в Нем заключены творческие и жизнодательные силы.

Он словом Своим воскресил мертвого Лазаря, умершую дочь Иаира, сына вдовицы Наинской! Он словом изгонял бесов! Он словом лечил прокаженных и многих других, одержимых разными немощами. Его всесилие заключено в каждом Его божественном слове!