Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь

В праздник обновления иудеи приступили к Иисусу Христу с решительным вопросом: Христос ли Он? Спаситель, сославшись на Свои чудеса, обличил иудеев в том, что они хорошо видят, что Он не простой человек, но по своему упорству не хотят признать в Нем Христа, и, в обличение их сказал о Своем единосущии с Отцом решительно и прямо:

Аз и Отец едино есма (Ин. 10, 30). Иудеи пришли в ярость и схватили камни.

Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? - спросил их Иисус Христос. Иудеи отвечали:

не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Спаситель отвечал им;

Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было Слово Божие, и не может нарушиться Писание; Тому ли. Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я - Сын Божий? (31-36) Спаситель исповедал не только равенство и единосущие с Богом Отцом, но и Свое безмерное превосходство пред людьми.

Христос Спаситель, исповедуя Свое равенство с Отцом, приписывает Себе и свойства божеские. Он исповедует Себя вечным.

Кто Ты? - спросили Его однажды в храме, после прощения грешницы, фарисеи.

От начала Сущий, как и говорю вам, - ответил Он им (Ин. 8, 25).

Прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь (58), - сказал Он тем же фарисеям, которые, услышав это, схватили камни, чтобы побить Иисуса: но Он скрылся от них.

И ныне прославь Меня. Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую я имел у Тебя прежде бытия мира, - молится Иисус Христос Отцу Своему (17, 5). Он, Христос, всеведущ.

Как Отец знает Меня, так и я знаю Отца, - говорит Он (10, 15). -

Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. II, 27). Он - вездесущ.

Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. (Ин. 3, 13), - говорит Иисус Христос Никодиму.

Где двое или трое собраны, во имя Мое, там Я посреди их, - говорит Он ученикам (Мф. 18, 20). Может ли простой, обыкновенный человек так говорить о себе?..

Усвоение Им Себе Божественных свойств и действий

Иисус Христос усвояет Себе божеские действия. Все предано Ему Отцом (Мф. II, 27), Который дал Сыну Своему власть над всякою плотью (Ин. 17, 2).

Дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18), - говорит Он ученикам после воскресения. Он имеет власть прощать грехи и потому говорит расслабленному, спущенному через кровлю:

чадо! прощаются тебе грехи твои (Мк. 2, 5). Когда же сидевшие тут книжники подумали, что власть прощать грехи имеет только один Бог, то Христос Спаситель подтверждает далее, что эту именно божескую власть и имеет Он, Сын Человеческий (6-11). Иисус, Христос имеет другую высочайшую власть - воскрешать мертвых.

Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Ин. 5, 21).

Грядет час, в онъ же вcu сущии во гробех услышать глас Сына Божия; и изыдут сотворшии благая, в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда. (28-29). Неужели рационалисты, устраняющие из Евангелия все сверхъестественное, под "сущими во гробех" будут разуметь не действительных мертвецов, а каких-нибудь людей темных умственно или нравственно?.. Если же это настоящие мертвецы, то кто же этот Сын Божий, от голоса Которого они воскреснут?..

Никакой рационализм, далее, не в силах объяснить в каком-либо переносном смысле те изречения Спасителя, в которых Он говорит о Своем втором пришествии.