Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

† ЧТО НАДО?

Нужно помнить молящемуся по церковным молитвам, что они — произведение великих святых и Богоносных подвижников, и каждое слово молитвы почитать совершенно истинным. Молитвы, ими составленные, Божий им дар: они произошли от озарения их сердец светом Божиим, от совершенного познания окаянства, нищеты и нужды нашего падшего естества! Их молитвы — вопиющий голос сердца всего человечества, существенная потребность каждого человека.

† МОЛЯЩЕМУСЯ. ЧТО НАДО?

Не жалей сердца в молитве, не потворствуй его лености, принудь его к молитве искренней, сокрушенной (Царствие Божие нудится) (Ср.: Мф. 11, 12); выбей у него горячее сознание грехов, разбей его нечувствительность.

Горе, когда сухость встретится с сухостию, когда священник на исповеди, сам пораженный врагом в сердце и нравственно помертвевший, встречает духовное чадо, вовсе не приготовившееся к исповеди, бесчувственное, хладное, безответное. А как таких много!

† На предыдущей странице. [184]

Θ Призываю Господа Иисуса здесь: Он тут и слышит и спасает; вместе со мною призывает Его в другом месте другой подобный мне: Он там и слышит и спасает его; третий — в третьем месте — и тоже испытывает Его силу, и так далее до бесконечности; и везде — весь Христос, всех слышащий и спасающий и живущий в сердцах избранных Своих.

Из поступков твоих ясно видно, что ты больше любишь корысть вещественную, чем брата своего, чем разумную и бессмертную его душу. Но знаешь ли, что, питая брата даром, ты каждый раз делаешь это Самому Богу, Коего образ в себе <он> носит, ибо дело, делаемое образу, восходит к Первообразу! Ужаснись своих дел!

Ты горд и потому крайне не любишь, когда другие смеются над тобою, явно или намеком обличат тебя в какой–либо страсти или понапрасну укорят явно или намеком в каком–либо не существующем в тебе грехе. — А вспомни о Спасителе: Его, Самую Истину, называли льстецом: льстит народы (Ин. 7, 12), имеющий беса (См.: Ин. 8, 48, 52)… Люби все то, что не нравится плотскому человеку, из–за чего он скорбит — из–за того радуйся.

Ты не имеешь любви к Богу, к Божией Матери, к святым, ты не имеешь искренней любви к матери, к жене, к своим (по жене) [185] — значит, ты не начинал жить по–христиански, ты ни на шаг не подвинулся в христианстве.

Христа мы держимся верою, отпадаем от Него сомнением и неверием и сомнением и неверием соединяемся с диаволом.

† Пока вы не приступили искренно работать Богу (Ср.: Кол. 3, 24), дотоле вы, кажется, имеете и веру, и надежду, и любовь, а как стали искренно служить — откуда берется по времени сомнение, маловерие и неверие, уныние и самое отчаяние (в пучину [186] впад уныния) и ощущение крайнего недостатка сердечной любви к Богу и к людям. Но не отчаивайтесь: все надейтесь и надейтесь. Много козней враг строит над христианами, подвизающимися в надежде спасения: он в них производит и сомнения, и неверие, и уныние лютое, и сухость сердечную, и недостаток любви, а вместо любви — злобу, холодность к Богу и людям и жгучую привязанность к земным благам.

Не могу не верить, чтобы Владычица не слышала и не исполняла моих молитв: вслед за молитвою Она оживляет и просвещает мою душу; после Бога Она — держава моя; что Она слышит меня и исполняет мои молитвы — это так же действительно, как действителен я и моя скорбь. От Владычицы исходит сила для души моей, исцеляющая и сохраняющая.

Читаю, читаю священные книги о Боге и Его делах и все не насыщаюсь: все ищу больше и больше познаний об Нем, все хочу больше и больше приближаться к Нему. И что же? Будет ли жажда моя удовлетворена? О! Насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (Пс. 16, 15). Жаждущии насытятся (Ср.: Мф. 5, 6).