Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Торгующие! Вы считаете по окончании дня свои доходы! О! Если бы вы приучили себя считать по окончании каждого дня и душевную прибыль свою — как это было бы полезно для души вашей: тогда наряду с заботами о вещественной прибыли у вас стояли бы заботы и о прибыли душевной, между тем как ныне у вас забота только об одной вещественной прибыли.

Ежедневно я бываю в руце двух существ: Одного, имущего державу жизни — Бога моего, и другого, имущаго державу смерти — диавола (Евр. 2, 14), врага Бога моего и моего собственного: попеременно я бываю рабом то Того, то этого.

Странное дело, что я не могу привыкнуть доселе и равнодушно смотреть на обыкновенные явления жизни домашней — экономической. А как они обыкновенны и ничтожны! — Кроме того, надо радоваться, что все на довольство своих идет.

Сердце царево в руце Божией (Притч .21,1). Значит же, сердце царево есть душа Его.

Палиньку считай своим господином, владыкою, как и должно, и не относись к нему как господин его.

Господь весь на всяком месте; потому Он весь же и на иконе, и на лик Спасителя на иконе надо смотреть как на живого Спасителя.

† Какая безмерно великая честь человечеству, что оно может отверзать уста свои пред Богом и вступать с Ним в беседу. Просить Его о своих нуждах, благодарить Его за благодеяния и славословить Его за неизреченную велелепоту Его и быть уверенным, что эта жертва благодарения и славословия приятная Богу (Ср.: Исх. 29, 18; Лев. 22, 29), что лучшие, духовные, ко спасению душ наших относящиеся прошения наши всегда исполняются! Как в этом отношении человек безмерно превознесен пред всеми чувственными и одушевленными тварями! Ни одна тварь не получила от Бога такой чести, хотя и они имеют свой язык, выражающий нужды их природы: ибо сказано, что и птенцы врановы призывают Господа (Ср.: Пс. 146, 9). — Будем же пользоваться, братие, этою высокою честию к тому, чтобы заслужить от Господа еще большие почести — горняго звания (Ср.: Флп. 3,14). Там — на небе — полная наша слава; а здесь только начатки ее, являемые верным христианам.

† О ОБРАЩЕНИИ ДУШИ К БОГУ

Чем больше земная поверхность находится в прямом положении к солнцу, тем на ней светлее и теплее; чем более в косвенном, тем холоднее и холоднее — так что на ней бывают снег и лед: так и душа человеческая, чем более она в прямом отношении к мысленному Солнцу — Богу, тем более она просвещается и оживотворяется, но чем более в косвенном — тем более помрачается, охлаждается и духовно умирает, так что в сердце делается лед бесчувствия ко всему духовному, святому и мрак адский. — А это бывает чрез молитву.

Душа моя, так сказать, в грунте Божием и из Господа все получает, как дерево из земли и воздуха.

Егда был ecu юн, поясался ecu сам и ходил ecu:… егда же состарееишся…<ин тя пояшет и ведет> (Ин. 21,18). Когда бываешь молод в духовной жизни, ходишь на воле и пояшешься сам — диавол на тебя не нападает ожесточенно; а когда будешь стареть в духовной жизни, то часто другой будет тебя опоясывать — внутренность твою, сердце твое и ведет его, аможе не хощеши (Ин. 21, 18).

Любиши ли Мя, паси овцы Моя… (Ин. 21, 16.) Поистине, надо иметь твердую любовь ко Господу, чтобы пасти усердно овец Его. Кто любит не Господа, а мир сей, не овец Его, а шерсть их, тот не может пасти их: потому что ищет не их, а ихнего.

Приучи сердце твое — не озлобляться на обижающих тебя как бы то ни было, а с любовию молиться за них, по заповеди Спасителя: молитеся за творящих вам обиду (Ср.: Мф. 5, 44).

ЕДИН СЫЙ И ВЕСb ΗА ВСЯКОМ МЕСТЕ ТРИИПОСТАСНЫЙ ВЛАДЫКО, СЛАВА ТЕБЕ ОТ ВСЕЙ ТВАРИ.