Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

† О ОБРАЩЕНИИ ДУШИ К БОГУ

Чем больше земная поверхность находится в прямом положении к солнцу, тем на ней светлее и теплее; чем более в косвенном, тем холоднее и холоднее — так что на ней бывают снег и лед: так и душа человеческая, чем более она в прямом отношении к мысленному Солнцу — Богу, тем более она просвещается и оживотворяется, но чем более в косвенном — тем более помрачается, охлаждается и духовно умирает, так что в сердце делается лед бесчувствия ко всему духовному, святому и мрак адский. — А это бывает чрез молитву.

Душа моя, так сказать, в грунте Божием и из Господа все получает, как дерево из земли и воздуха.

Егда был ecu юн, поясался ecu сам и ходил ecu:… егда же состарееишся…<ин тя пояшет и ведет> (Ин. 21,18). Когда бываешь молод в духовной жизни, ходишь на воле и пояшешься сам — диавол на тебя не нападает ожесточенно; а когда будешь стареть в духовной жизни, то часто другой будет тебя опоясывать — внутренность твою, сердце твое и ведет его, аможе не хощеши (Ин. 21, 18).

Любиши ли Мя, паси овцы Моя… (Ин. 21, 16.) Поистине, надо иметь твердую любовь ко Господу, чтобы пасти усердно овец Его. Кто любит не Господа, а мир сей, не овец Его, а шерсть их, тот не может пасти их: потому что ищет не их, а ихнего.

Приучи сердце твое — не озлобляться на обижающих тебя как бы то ни было, а с любовию молиться за них, по заповеди Спасителя: молитеся за творящих вам обиду (Ср.: Мф. 5, 44).

ЕДИН СЫЙ И ВЕСb ΗА ВСЯКОМ МЕСТЕ ТРИИПОСТАСНЫЙ ВЛАДЫКО, СЛАВА ТЕБЕ ОТ ВСЕЙ ТВАРИ.

Верно. Обратить внимание. [199]

Что такое — я? Я — орудие или орган Бога моего; Его мысль в уме моем; Его слово в устах моих; Его весь телесный состав мой. — Да буду же я убежден в этом каждую минуту, да даст Господь твердую веру сердцу моему, и да не касается сердца моего усумнение и маловерие.

Так как я только орган Бога моего, Духа Всесвятого, а Он всемогущ, то и я вся возмогу о укрепляю щем мя Господе (Ср.: Флп. 4, 13). Но только верою и любовию я могу быть органом Духа Божия. Этих–то великих даров и прошу усерднейше у Подателя жизни и Сокровища благих. [200]

Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин. 20, 22–23). Иисус Христос Духом Святым прощает или удерживает наши грехи; как Всесвятою и всеосвящающею, Ипостасною силою Вышнего.

Таинства все имеют видимую сторону по нашей телесности; потому в покаянии видимую сторону представляет священник исповедующий, как образ Иисуса Христа, а в причащении видимая сторона — самое пречистое Тело и пречистая Кровь Господа, Самим Им и Животворящим Духом Его исполняемая.

Если позавидуешь брату в вещественном его имуществе, положи на сердце свое слова Спасителя: не внегда избыточествовати кому живот его есть от имения его (Лк. 12, 15).

Духовное святотатство и лихоимство, между прочим, состоит в том, когда священник намеренно старается скорее исповедать как можно больше духовных детей, переходящих к нему от других собратов его, и имеет при этом цель — собрать как можно больше денег. Блюдитеся от лихоимства: яко не внегдаизбыточествовати…именияего(Я к. 12,15).