Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Верно. Обратить внимание. [199]

Что такое — я? Я — орудие или орган Бога моего; Его мысль в уме моем; Его слово в устах моих; Его весь телесный состав мой. — Да буду же я убежден в этом каждую минуту, да даст Господь твердую веру сердцу моему, и да не касается сердца моего усумнение и маловерие.

Так как я только орган Бога моего, Духа Всесвятого, а Он всемогущ, то и я вся возмогу о укрепляю щем мя Господе (Ср.: Флп. 4, 13). Но только верою и любовию я могу быть органом Духа Божия. Этих–то великих даров и прошу усерднейше у Подателя жизни и Сокровища благих. [200]

Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин. 20, 22–23). Иисус Христос Духом Святым прощает или удерживает наши грехи; как Всесвятою и всеосвящающею, Ипостасною силою Вышнего.

Таинства все имеют видимую сторону по нашей телесности; потому в покаянии видимую сторону представляет священник исповедующий, как образ Иисуса Христа, а в причащении видимая сторона — самое пречистое Тело и пречистая Кровь Господа, Самим Им и Животворящим Духом Его исполняемая.

Если позавидуешь брату в вещественном его имуществе, положи на сердце свое слова Спасителя: не внегда избыточествовати кому живот его есть от имения его (Лк. 12, 15).

Духовное святотатство и лихоимство, между прочим, состоит в том, когда священник намеренно старается скорее исповедать как можно больше духовных детей, переходящих к нему от других собратов его, и имеет при этом цель — собрать как можно больше денег. Блюдитеся от лихоимства: яко не внегдаизбыточествовати…именияего(Я к. 12,15).

Душа наша в Боге, как дерево в грунте земли: лишь только пересадится она сомнением или другим каким грехом из Бога в диавольскую среду, тотчас ей становится дурно, тесно, огненно; а если исторгнется из ней верою несомненною и пересадится опять в Бога: и вдруг станет благо, просторно, прохладно.

Дыхание Вседержителево, поучающее мя. Дух Святый, Дух Отца Вседержителя везде сый и вся исполнялй [201], наставит на всякую истину (Ин. 16, 13), постоянно поучает мя, и я, Им наставляемый, придерживаюсь жизни по Духу; Он–тο рассеивает мои мраки сомнений, как облака, налетающие на душу и томящие ее смертию духовною; Он–тο Свет мой во тьме моей; Он–το Сила сердца моего, укрепляющая меня в вере и во всякой добродетели, Он — Святыня моя.

Слово плоть бысть (Ин. 1, 14). Сын Божий воплотился. И в устах человека слово имеет плоть или членораздельные звуки.

Делайте не брашно гиблющее, но брашно, пре бывающее в животе вечнем еже Сын Человеческий вам даст (Ср.: Ин. 6, 27). Как ничтожно обыкновенное, плотское брашно. Пред Брашном Плоти Сына Человеческого! То питает только тело, не питая души, и есть тленно, как и самая плоть наша тленна; а это и душу очищает от грехов, оживотворяет, покоит и веселит ее, и телу доставляет здравие, и в дополнение всего доставляет нам жизнь вечную.

Не подозревай брата своего, известного тебе с невыгодной стороны, исправно по наружности совершающего дело Божие, — в лицемерии; ты можешь легко обмануться в этом случае и впасть в ненависть и злобу к нему и запутаешься сам в сети диавола. Скажи себе: сердца наши известны одному Богу, и если кто по наружности хорошо исполняет дело веры и благочестия — то этого для нас, людей, и достаточно, а внутренность человека предоставим суду Того, Кто испытует присно наши сердца и утробы (Ср.: Пс. 7, 10; Иер. 11, 20; Откр. 2, 23).

Составляя беседы, не имей цели — издать их в свет, а имей ту цель, чтобы поучать ими твою паству. Имей всегда ее пред очами. Не будь отвлечен от действительности. Пиши с натуры. Писать для издания означает гордость.

† 0 СЕРДЦЕ В МОЛИТВЕ