Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Бездна смирения привлекает к нам бездну даров Божиих; потому и говорится, что Бог смиренным дает благодать, а множество гордости уносит из души все обилие благодати Божией: Бог гордым противится (Ср.: Иак. 4, 6; Притч. 3, 34).

Желающие непременно оправдать себя и не терпящие неправды забывают о Праведном Судии, Иже воздаст коемуждо по делом его (Ср.: Откр. 22, 12), Который имать судити вселенней в прав де (Пс. 9, 9) и объявить советы сердечныя (1 Кор. 4,5), — и по слепой гордости считают себя правыми, если не праведниками. Между тем по грехам своим мы заслуживаем всегда терпеть неправды. Если Величайший Праведник Иисус Христос потерпел неправды от людей безропотно, то нам ли, грешным, не терпеть? Терпеть — и с радостию, и не оправдываться без крайней нужды. — Бог оправдает, если будет нужно, как чудесно оправдал, например, Макария Египетского, невинно обвиненного в прелюбодействе. Смотри, какова была кротость праведника: он взял даже добровольно на воспитание и младенца и мать его и кормил их своими трудами, пока Бог не открыл невинности святого.

Бессомнительность во время молитвы в получении просимого. Да просит же верою, ничтоже сумняся (Иак. 1, 6). Аще имате веру и не усумнитеся… (Мф. 21,21).

Чтобы избыть от возмущений врага, нужно напечатлеть неизгладимо на сердце слова: верую, надеюсь, люблю и проникать душу свою их силою.

Все успехи врага над нами происходят от маловерия, ненадеяния на Бога и от ложной надежды на земные блага и от недостатка любви.

Враг во сне кощунствует над лицами святыми, над лицами священными, над их священными одеждами и священными действиями, над самым чином Богослужения, словом: все святое старается представить в виде смешном и не заслуживающим никакого внимания, уважения и благоговения, как и жизнь нашу он старается совершенно извратить (и извратил) и поставить все вверх дном — изгнать из сердец веру в Бога и все святое, надежду на будущие блага и любовь к Богу и к ближним, — вместо же того насадить в сердце безверие, холодность и неуважение ко всему духовному и святому, привязать все внимание к видимому — к ничего для нас не значащему — к миру, к удовольствиям, к деньгам, к пище, питию, славе, приводить людей во всегдашнее смятение и томление духом вражды и несогласия, неуважением друг к другу, подозрительностию, ненавистию, злобою, завистию, скупостию, пустыми предприятиями и делами и держать их мысли далече, далече от Царствия Божия и правды.

Ради Господа признай себя добровольно нищим не только по душе, но и по телу, то есть, имея все, будь как бы неимеющий, как бы нищий, как бы посторонний, как бы гость в доме.

Не имей ни к чему жадности и не прогневляй более Владыку живота [286] да не узришь вскоре смерти.

Есть жадность вкуса, жадность слуха, жадность зрения, обоняния и осязания, и во всех их — одна жадная душа. Никакой жадности плотской не имей, потому что она богопротивна, и от Бога удаляет, и к миру сильно привязывает, и истинную любовь к ближнему иссушает.

Не брашном того погубляи, за негоже Христос умре (Рим. 14, 15).

Всякое слово надо считать как бы вещью: с словом — мысль; с вещью (Крестом) сила [287]; какая мысль с каким словом соединяется, ту и иметь, как это и с вещами бывает; например, я вижу камень и говорю, что это камень, и никак не скажу, что дерево. — Особенно слово Евангелия надо считать делом. Сие есть Тело Мое — эти слова — дело; сия есть Кровь Моя (Мф. 26, 26, 28) — тоже; то есть Тело и Кровь самым делом и сущностию; как делом и сущностию есть камень — вот этот черный камень.

Дивна вера святых Божиих в благодать Святого Духа, действующую в них: они верят, как младенцы, в простоте, с твердостию и спокойствием невозмутимым; говоря что–либо, они уверены, что не изнеможет их слово (Ср.: Лк. 1, 37) благодатию Всесильного, Животворящего Духа, Коего они — орудия: так они себя и называют; и благодать исцелений приписывают исключительно благодати Святого Духа и нисколько — вере своей и благочестию своему, приписывают также вере исцеленных и Божию над ними милосердию.

С словом — этим драгоценным сокровищем разумно–свободного духа и нашим отличием от бессловесных мы так зазнаемся и так к нему привыкаем, как к маловажным каким вещам в доме нашем, и как те употребляем и повергаем как попало: так и слово. Но слово важная вещь: Господь говорит, что от слов своих человек оправдится на Суде и от словес же своих осудится (Ср.: Мф. 12, 37). Особенно на молитве надо глубоко ценить слово: этот образ Творческого, Ипостасного Слова, явление мысли и покоище духа.

Когда мы грешим — грешим против Духа Святого, Который потому и называется так, что Он есть Дух святыни, истины, правды; потому, когда Бог очищает наши грехи вследствие покаяния —очищает Духом Своим Святым. — Святые — святы Духом Святым и в Духе Святом. — Потому всякий грешник, согрешая, должен подумать, что он делает то или другое не по Духу Святому, а по духу противления, по духу лукавому.