Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Господь так близок к каждому, особенно свято живущему христианину, что сердце его и тело его есть храм Духа Святого. Какое удобство для молитвы на всяком месте. Близ ти глагол молитвы или Бог, Которому молишься, во устех твоих и в сердцы твоем (Втор. 30, 14; Рим. 10, 8).

Скверные, лукавые и хульные помышления [48] гнездятся только при неверии сердца. Живая вера, как огонь пчел, прогоняет эти нечистые помыслы.

† СЕРДЕЧНОЕ ОКО. МОЛЯЩЕМУСЯ

Грех закрывает сердечные очи; вор думает, что Бог не видит; блудник, предаваясь сквернодействию, думает, что Бог его не видит; сребролюбивый, объедало, пьяница думают, что они утаиваются с своими пристрастиями. Но Бог видит и судит. Наг есмъ, и скрыхся (Быт. 3, 10). Так говорит своими делами всякий грешник, скрывающийся от вездеприсущего Бога.

Что Господь всегда с нами, очевидно. Доказательством тому служат Его Божественные животворящие Тайны: здесь Он дает нам осязать Себя, вложить руки сердца нашего в гвоздинныя язвы Его и вложить персты наши в ребра Его (Ср.: Ин. 20, 25, 27).

† МОЛЯЩЕМУСЯ

Сколько раз я ни молился с верою, Бог всегда слушал меня и исполнял молитвы мои.

† МОЛЯЩЕМУСЯ. О ДЕБЕЛЕНИИ СЕРДЦА

Мы большею частию живем в сомнениях, маловерии, неверии, очи имуще и не видяще, уши имуще и не слышаще, сердце окаменено имуще. Надо беречься одебеления сердца (Ср.: Ис. 6, 9–10; Ин. 12, 40; Деян. 28, 26–27).

† Человек — образ Божий, Живого Бога живой образ; в душе человека, особенно верующего и добродетельного, отображается сияние Божества, Его совершенства. Святи будете, яко Аз свят есмъ Господь Бог ваш (Лев. 11, 44).

Первого человека душа от Бога и все души последующих людей; все — дыхание Его Божественного Духа, все чада Его, все как один. Якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, молился Спаситель Отцу Небесному, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17,21). Вот какое высокое происхождение и назначение наше! Чрез Иисуса Христа мы должны быть едино с Богом, и, где Он, там должны быть и мы. Идеже есмъ Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). — Так как души наши от Бога, то, конечно, Он всегда близок к нам, как близки родители к своим детям, как родители знают своих детей, так тем больше Господь — людей, чад Своих благодатных, во Христе. Знают Мя. Знаю Моя (Ин. 10, 14).

В обыкновенных познаниях человеческих узнал хорошо раз какой–либо предмет и часто на всю жизнь знаешь его хорошо, без сильного помрачения познания о нем. А в вере — не так; раз познал, ощутил, осязал, думаешь: всегда так будет ясен, осязателен, любим предмет веры для души моей.

Нο нет: тысячу раз он будет потемняться для тебя, удаляться от тебя и как бы исчезать для тебя, и, что ты прежде любил, чем жил и дышал, к тому но временам будешь чувствовать совершенное равнодушие, и надо иногда воздыханиями и слезами прочищать себе дорогу, чтобы увидеть его, схватить и обнять сердцем.

Отчего простой народ, преданные чувственности люди любят громогласное пение? Очень просто что решить: чем грубее душа, тем больше она подавлена житейскими страстями, тем сильнейших позбуждений требует она для своего пробуждения. Окамененное сердце от громогласного пения размягчается, потрясается. [49]