Diary, Vol. III. 1860-1861. Contemplative Theology. Grains from the Lord's table.

Алчное чрево, ради которого я так много беспокоюсь, ради коего я так часто смущаюсь, которое так часто само болит, доколе я буду работать тебе? Вот придет час, в который оставит тебя оживлявшая тебя и действовавшая тобою душа, — и ты не потребуешь ничего; бросят тебя — землю в землю — и ты сравняешься там с прахом. — Для чего же, в самом деле, я много суечусь и беспокоюсь, для чего возмущаюсь страстями из–за тебя? Для чего ты, душа моя — небесная, бессмертная жительница, теряешь свою свободу, свою светлость, свое достоинство — из–за этого праха? — Презирай чрево и все страсти плотские и мудрствуй горняя (Ср.: Кол. 3, 2).

На молитве особенно нужно заботиться о мире души; ибо где мир, там Дух Святой; где нет мира, гам нет и премирного Духа Божия.

Вера наша касательно слышания молитв наших Богом такова, что если мать наша Церковь устами нашими молится сама Господу, то, без всякого сомнения, слышит нас Владыка. — Это первое. А опыты что говорят? Кто от сердца воззвал к Богу о чем–нибудь и не был услышан? — Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя (Пс. 54, 17). Это может сказать всякий, кто молился Богу духом, и истиною (Ср.: Ин. 4, 24).

† Когда молишься Господу или Пречистой Его Матери или святому об исцелении тебя от какой–либо телесной болезни, и молишься искренно: не жди тотчас чуда над собою, но позаботься удалить причины, которые произвели болезнь; как и в духовных болезнях — только удали причину болезни и сейчас исцелеешь. Ибо одни и те же законы Господни как в жизни духовной, так и в жизни телесной: и душа и тело суть дело рук Божиих. Так, например, если у тебя страдает желудок, возьми себе врачом — пост, не пренебреги и другими врачебными пособиями, очищающими и направляющими его к надлежащей деятельности, и не жди, чтобы желудок твой в минуту исделел. Тебе нужно и наказание за наслаждение чрева. Болят у тебя зубы? — Удали причины, производящие приливы крови к голове и поставляющие кровь в необходимость устремляться извнутрь к оконечностям: оставь жирную и вообще скоромную пищу, не ешь сытно, брось курить табак, пить вино, имей более движения на свежем воздухе; избегай раздражительности, пей воду, ешь простую и более жидкую пищу, и ты вскоре увидишь, что болезнь твоя прошла. А то мы — о глупые мы люди — сами на себя наводим болезни потому именно, что не хотим оставить того, что страстно любим: лакомой пищи, вин, табаку, потому что не хотим обуздать страстей своих: и вот мучимся, ибо имиже кто согрешает, сими и мучится (Прем. 11, 17). — И поделом! А жалоб–то на климат, на погоду, на воду, на всех и на все — сколько их? — Не оберешься.

Необходимо возбуждать сердце свое к молитве: иначе совсем заснет. Любовь к Богу, искренность, простота: вот свойства молитвы.

Молиться надо духом, потому что Бог есть Дух, а не плоть; истиною (Ср.: Ин. 4, 24), а не лестно, потому что Бог есть Истина. То же надо сказать, когда мы молимся святым. Не устами их призывай только, ибо они не имеют уст, голоса, ничего телесного, а сердцем или душою горящею: тогда они услышат, ибо сродное сродного и ищет. Да плоть и кровь Царствия Божия не наследству ют (Ср.: 1 Кор. 15, 50), а дух чистый, горящий любовию к Богу.

О! Еще не последний кусок хлеба едят у меня гости мои и братия мои. Так говори в сердце своем, когда приходят к тебе гости, и весело всех угощай.

Духа не угашайте (1 Фес. 5, 19), говорит Слово Божие. Помни это всякий христианин, особенно же священник и наставник детей. — Особенно вам нужно всегда гореть духом при вашем высоком служении Богу и человечеству: как вы много сделаете для Бога, для людей и для себя, когда будете с верою, с любовию, с усердием, с горячностию и энергиею заниматься своим делом, и как мало, сухо, бесплодно будет ваше делание, когда вы станете заниматься вяло, лениво, с холодностию, без всякого усердия и энергии! — Вы в великом ответе будете пред Богом и за себя и за вверенных вашему попечению.

Будьте внимательны к себе, любезный брат и сестра, когда бедный человек, требующий помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом и равнодушием, и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения и возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, к этому члену Христову и вашему собственному, зане есмы друг другу удове (Еф. 4, 25) — к этому храму Духа Святого, чтобы и Христос Бог возлюбил вас; и, о чем попросит вас нуждающийся брат или сестра, по силе исполните их просьбу. — Просящему у тебе дай, и хотящаго от тебе заяти не отврати (Мф. 5, 42).

В нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2). Эти слова Спасителя исполняются здесь во всей точности. Сделаешь добро другому: тебе отплатится втрое, всемеро, вдесятеро — если не теми, кому сделано добро, так Самим Господом чрез других людей. — Это опыт. Итак, будьте любезны, щедры, справедливы друг к другу. Угощайте с любящею и открытою душою приходящих гостей; подавайте щедрую милостыню и далеко гоните от сердца своего всякую скупость. Вы не теряете, а непременно приобретаете. Да царствует общение и любовь.

Горняя мудрствуйте, идеже есть Христос, о десную Бога седя (Кол. 3, 2, 1). В Вознесенье Господне на небо прилично слово о непривязанности к дольнему и о мудрствовании о горнем. Итак, вы, прославляющие вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца [322] — не будьте сребролюбцы, скупцы, пьяницы, прелюбодеи, тати, обидчики, обманщики, лихоимцы, горды, ненавистливы, завистливы, непокорны, а будьте Боголюбцы, щедры, милосерды, благи, кротки и смиренны, воздержны, целомудренны, правдивы, любвеобильны, послушны. Поступая так, вы почтите как должно праздник Вознесения Господня от земли на небо: ибо сами, таким образом, совознесетеся с Господом от земли на небо. — А этого и желает Он от наших празднований.

С твердостию сердечною выговаривайте слова молитвы. Молясь вечером на вечерней молитве, не забудьте высказать в молитве к Духу Святому со всею искренностию и сокрушением сердца те грехи, в кои вы впали в прешедший день, — несколько мгновений покаяния теплого, и вы очищены Духом Святым от всякой скверны  [323] и паче снега убелены (Ср.: Пс. 50, 9), и слезы, очищающие сердце, потекут из очей ваших, и одеждою правды Христовой вы прикрыты и с Ним соединены стали, как со Отцем и Духом.

Взялся за гуж, так будь дюж: взялся писать и говорить беседы, так и размышляй больше, всем сердцем о предмете их; читай для них, собирай сокровища из Священного Писания и творений святых отцев: и дело пойдет успешно.

Слава Тебе, Троице, Жизне всего живущего; Слава Тебе, Троице, Бытие всего Сущего, Слава Тебе, Троице, Дыхание всего дышущаго.