ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

+ После усердной, слезной молитвы враг всегда оскверняет меня сладострастием, раскидывая соблазнительные виды и представляя случаи к сладострастным действиям, но остается, впрочем, полная свобода для моей воли. Ни ограждение ложа Крестом, ни засыпание с молитвою не помогут, если днем расслабил свою душу хотя несколько сладострастным взглядом. И к чему все усилия врага? — К тому, чтобы я опечаливал всегда Благодетеля моего — Господа, для Которого мерзость — сладострастие.

Есть Бог, верный в Своих словах, заповедях и обетованиях, на Которого чрез меня диавол нападает, — вот что утверждают с несомненностию все козни сатаны; потому что чрез них он всячески усиливается склонять меня к нарушению святых Его заповедей, хочет затмить своею ложью неложные Его обетования. Будь ты проклят со всеми своими пакостями (Ср.: 2 Кор. 12, 7).

О покаянии. Чем я прогневал моего Господа? — Лукавством сердечным, сомнением, неверием, всеми страстями, ночным сладострастием и дневным. Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в душе моей? [114]

Диавольское коварство часто режет мне сердце во время и после причащения животворящих Таин, то есть жгучее неверие, всеваемое им. Победишь — и нет рези.

Мрак ума и сердца, смущение и боязнь и боль сердца пред причащением и во время причащения -— ясные признаки козней диавольских в нашей душе. В неверии сердца в Святые Тайны скрывается всегда убийца диавол, убивающий душу, а в вере сердечной — всегда жизнь, или Христос, пробавляющий жизнь нашей души. — Опыт.

Питай в себе следующее убеждение: за мои грехи я недостоин иметь достояния в Царстве Твоем, Господи! Все служит Тебе в Царстве Твоем и должно служить, как Творцу и Господу, а я часто и весьма часто преступаю законы Твои, разрушаю чудное согласие между Твоими тварями своими страстями, потому я недостоин быть у Тебя членом Твоего Царства.

Семя Аврамле есмы (Ин. 8, 33); значит, люди — семя родителей.

Ко всем являй лицо веселое, приятное и ласковое.

Ты незаслуженно пользуешься милостями Божиими; допусти, чтобы и твоими милостями пользовались другие незаслуженно. — Хотя этим заслужи милости Божии.

В неделю о мироносицах. Как хорошо служить Господу! Ты сделаешь посильные и добрые дела — и о тебе будет говорить в память о тебе вся земля. Это задаток еще чего? — Наград будущих. (…На погребение Мя сотвори: …речено будет в память ея) (Ср.: Мф. 26, 12, 13). Не на одной мироносице это исполнилось, а и на всех других, и именно по нарочитому устроению Промысла. — Вы принесите, братия, ко Господу, как миро, слезы о грехах своих, как и та евангельская мироносица, и из глубины воздыхания милостыню и другие добрые дела, какие кто может; и хотя ваша жертва не будет прославлена по всей земле, но будет непременно вспомянута Владыкою в день общего всем воздаяния — на Страшном Суде. Господь ничего не забудет, что сделано для Него из любви и усердия к Нему и из любви к ближнему. Да поможет вам Бог. Мария Египетская принесла слезы, как миро — и ублажается и прославляется. Слез твоих течеиьми… [115]

Будь гостеприимен. Что если второе пришествие скоро совершится и застанет тебя негостеприимным, скупым? Во всяком случае, может быть очень близок час Жениха, в который Он придет за душою твоею (См.: Мф. 25, 1—13). Бди и успевай всеми мерами — оружиями десными и шуими — в любви.

Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу (Лк. 10, 41–42). Воспитатели и наставники, а с вами вместе и воспитываемые! Воистину вы печетесь и молвите в своих школах о мнозе, а едино на потребу, и этим вы пренебрегаете.

Чтоб поддержать жар духа (молитвенного) и не стеснять свободы духа, обременяемого постоянным чтением одних и тех же молитв, и иметь время слышать службу, не надо каждую утреню читать канона и молитв ко причащению, а довольно с усердием прочитать две–три<?> самых сильных молитвы. Ужели мы, священники, думаем, что во многоглаголании только будем услышаны? (Говорится о городских священниках, имеющих ежедневную службу.) — Нет. Не буди тако. Даже одна краткая молитва, вздох, слеза сердечного сокрушения о грехах — и для Господа довольно с нас. Можно еще разнообразить свою молитву: читать другие последования, редко читаемые, чтобы возбуждать ими дух молитвенный. — А то не оскорбительное ли для Господа пустословие бывают наши одинаковые молитвы? Всегда ли слабый, немощный в вере и добродетели дух наш может войти в дух святых отцев, составивших молитвы, и стоять на высоте их созерцания? Не пародией ли на их внутреннюю молитву бывает наша немощная, больше устная, чем сердечная, больше принужденная, чем свободная, молитва?

На молитве всячески нужно остерегаться того состояния души, на которое выразил в Апокалипсисе негодование Свое Сам Господь: вем твоя дела (и твою, можно сказать, молитву), яко ни студен ecu ни тепл, о дабы, студен был ecu или горящь. Тако, понеже тепл ecu, и ни студен, изблевати тя от уст Моих имам… Не веси (не чувствуешь), яко ты ecu окаянен и беден, и нищь и слеп и наг (Откр. 3, 15–17). Да не обуяет соль (Ср.: Мф. 5, 13; Лк. 14, 34).