ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Ко всем являй лицо веселое, приятное и ласковое.

Ты незаслуженно пользуешься милостями Божиими; допусти, чтобы и твоими милостями пользовались другие незаслуженно. — Хотя этим заслужи милости Божии.

В неделю о мироносицах. Как хорошо служить Господу! Ты сделаешь посильные и добрые дела — и о тебе будет говорить в память о тебе вся земля. Это задаток еще чего? — Наград будущих. (…На погребение Мя сотвори: …речено будет в память ея) (Ср.: Мф. 26, 12, 13). Не на одной мироносице это исполнилось, а и на всех других, и именно по нарочитому устроению Промысла. — Вы принесите, братия, ко Господу, как миро, слезы о грехах своих, как и та евангельская мироносица, и из глубины воздыхания милостыню и другие добрые дела, какие кто может; и хотя ваша жертва не будет прославлена по всей земле, но будет непременно вспомянута Владыкою в день общего всем воздаяния — на Страшном Суде. Господь ничего не забудет, что сделано для Него из любви и усердия к Нему и из любви к ближнему. Да поможет вам Бог. Мария Египетская принесла слезы, как миро — и ублажается и прославляется. Слез твоих течеиьми… [115]

Будь гостеприимен. Что если второе пришествие скоро совершится и застанет тебя негостеприимным, скупым? Во всяком случае, может быть очень близок час Жениха, в который Он придет за душою твоею (См.: Мф. 25, 1—13). Бди и успевай всеми мерами — оружиями десными и шуими — в любви.

Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу (Лк. 10, 41–42). Воспитатели и наставники, а с вами вместе и воспитываемые! Воистину вы печетесь и молвите в своих школах о мнозе, а едино на потребу, и этим вы пренебрегаете.

Чтоб поддержать жар духа (молитвенного) и не стеснять свободы духа, обременяемого постоянным чтением одних и тех же молитв, и иметь время слышать службу, не надо каждую утреню читать канона и молитв ко причащению, а довольно с усердием прочитать две–три<?> самых сильных молитвы. Ужели мы, священники, думаем, что во многоглаголании только будем услышаны? (Говорится о городских священниках, имеющих ежедневную службу.) — Нет. Не буди тако. Даже одна краткая молитва, вздох, слеза сердечного сокрушения о грехах — и для Господа довольно с нас. Можно еще разнообразить свою молитву: читать другие последования, редко читаемые, чтобы возбуждать ими дух молитвенный. — А то не оскорбительное ли для Господа пустословие бывают наши одинаковые молитвы? Всегда ли слабый, немощный в вере и добродетели дух наш может войти в дух святых отцев, составивших молитвы, и стоять на высоте их созерцания? Не пародией ли на их внутреннюю молитву бывает наша немощная, больше устная, чем сердечная, больше принужденная, чем свободная, молитва?

На молитве всячески нужно остерегаться того состояния души, на которое выразил в Апокалипсисе негодование Свое Сам Господь: вем твоя дела (и твою, можно сказать, молитву), яко ни студен ecu ни тепл, о дабы, студен был ecu или горящь. Тако, понеже тепл ecu, и ни студен, изблевати тя от уст Моих имам… Не веси (не чувствуешь), яко ты ecu окаянен и беден, и нищь и слеп и наг (Откр. 3, 15–17). Да не обуяет соль (Ср.: Мф. 5, 13; Лк. 14, 34).

Сребролюбие питается и усиливается случаями (пример Иуды); равно и другие страсти (зависть — пример Каина, Саула, братьев Иосифовых) (См.: Быт. 4; 1 Цар. 18–23; Быт. 37) растут вместе со временем. Потому надо заблаговременно вырывать их из сердца с корнем.

Нарекание людей века сего на людей благочестивых, что они мрачны и грубы, — отразить тем оправданием, что на них непрерывно нападают злобные бесы. Что, если бы поставить осуждающих на место осуждаемых?

Диавол закрывает от нас состояние души нашей, не дает видеть грехов и всех мерзостей души нашей.

Когда я причащаюсь достойно, у меня лицо сияет спокойствием и радостию, как лицо праведника, — вот действие во мне животворящих Таин. Далее я как бы невольно воспеваю в сердце своем благость и милость ко мне Божию; ко всем я ласков, всех люблю.

Когда идешь служить Литургию, справься предварительно: владеешь ли ты своим сердцем, можешь ли ты свободно обращать его в молитве? Не овладел ли им враг? Худо, если владеет, поселившись в нем; если не выгонишь его, то верно недостойно совершишь Литургию и причастишься животворящих Таин в суд и муку себе. — Все меры употребляет враг, чтобы запять священника в Литургии и в принятии Святых Таин.

В нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2; Мк. 4, 24). Если ты не веруешь сердцем во всемогущество Божие в тайно действии, то ты сам непременно изнеможешь неверующим сердцем; мало того: непременно будешь мучиться, терзаться.

Помни, что Тело и Кровь — Моя Тайна, всегда живая и животворящая; не дерзай исследовать, но приемли их верою и благодарною любовию. Не слушай врага, нудящего тебя исследовать Мою Тайну. Это — оскорбление Моей истинности, святости и благости. Вкусил ты и видел, яко благ (Ср.: Пс. 33, 9) Я в Тайнах — и довольно для уверения твоего. Помни: Я — Бог Таин. Покажи мне свою сыновнюю доверенность: не слушай наущений врага.