ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Исповедание грехов священника в молитвах положено как дело крайней необходимости и благоугодное Владыке всяческих. В самом деле, каков должен быть священник или архиерей, произносящий пред лицем Господа о народе такие молитвы? Как он должен быть высок по жизни, возвышен в своих мыслях и сердце? Но как и он так же грешен, как все другие, и он не достоин по грехам своим раскрывать уста па молитву о других — живых и мертвых, сам будучи весь во грехах, то непременный его долг — исповедать пред Богом самому от чистого сердца грехи свои, чтобы, преклонив таким образом Владыку на милость своим смирением, потом умолять Его о прощении грехов другим. Так поступили юноши Анания, Азария и Мисаил, приговоренные к сожжению: они исповедали свои грехи и грехи народа, признали себя достойными Божией казни и потом молили Господа быть милостивым неправдам их и народа (См.: Дан. 3, 28–42).

Когда приносишь Богу молитву — это словесное служение, имей совершенное уважение к ней, к каждому ее слову; знай, что Виновник всякой молитвы есть Сам Бог, Его Слово и Дух Животворящий, ходатайствующий о нас воздыхании пеизглаголанными (Ср.: Рим. 8, 26); будь твердо уверен, что молитву слышит Господь и исполнит ее, если от всего сердца молишься. Касательно истины всех слов молитвы нимало также не сомневайся. Сам Бог Слово стоит во главе молитвенного слова и управляет им. Само Воплощенное Слово Божие молится твоими устами.

Презирая видимое, люби невидимое. Соответственно этому люби в человеке бессмертную душу и не обращай внимания на его тело. Уважай в каждом мысль, чувство или расположение. Для невидимого не щади видимого. [152]

Угощая братию, воображай приятные чувства их от твоего угощения и радушия. Старайся упокоить дух всякого, и Господь даст тебе покой и в этой жизни. [153]

Прииде Иисус к апостолам дверем затворенным (Ин. 20, 19) — для чего? — Между прочим, для того, чтобы уверить всех нас, что, когда мы молимся в доме своем, Господь от жилища Своего (Ср.: Зах. 2, 13) приходит и в наше жилище дверем затворенным.

Когда в чем–либо, касающемся веры, усумнишься, вспомни, что все, во что мы веруем, утверждено верованием и практикою всей Церкви, ныне уже торжествующей на небесах и прославляемой на земле. Значит, сомневаться в чем–либо было бы смешно.

Если ты чувствуешь нерасположение или злобу к кому–либо за некрасивое его лицо или за невежество в слове и неделикатность манер, то ты — прелюбодей, гордец и тщеславец без всякого сомнения.

Маминька для меня выше и почтеннее всех людей. Так я должен ее и иметь в мыслях и сердце, так и почитать ее везде.

Считай себя и людей от полноты убеждения зем лею и пеплом — и тогда не будет для тебя разницы между белыми и смуглыми, между нежными и грубыми, между миловидными и безобразными лицами. Помяни, что все в непродолжительном времени одинаково сделаемся землею.

Я — ничтожный, немощный дух — от бесконечного, всемогущего Духа — Бога; дух мой пред Ним как дух насекомого, которого я придавливаю моим пальцем; тело мое как тело червяка. А нечистоты–то, а зла–то сколько в ничтожном духе и в малом теле! Бездна!

Старайся неотложно исправляться в том, за что бьет тебя Вседержитель. Исправляясь, впитывай в свое сердце всеми силами веру и любовь, кротость и смирение.

Известное лекарство, составленное всегда одинаковым образом, имеет всегда одну и ту же силу, если больной соблюдает условия диеты. Так и животворящие Тайны, сотворяемые всегда одинаковым образом по нарочитому, благоустроенному чину, имеют всегда спасающую, животворящую и очистительную силу, если есть со стороны больного душою условия — вера, признание своей греховности и ненасыщенный желудок.

Если тысячи избранных людей–христиан испытали на себе победоносную силу Креста и в удивлении взывали: непобедимая, непостижимая, Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас грешных [154] и если ты, сам испытавши много раз на себе его силу, теперь не испытываешь, хотя и часто употребляешь крестное знамение, то это значит, что ты не умеешь действовать Божиим мечом, а не значит отнюдь, что он не остр, притупился; значит, что нет у тебя живой веры в его силу, значит, ты оскорбил его Божественное достоинство. Необходимое и самое верное следствие! Дитя порезывает само себя бритвой, которою не умеет владеть! — Вспоминай, что делал и ныне делает Крест, и с живою верою изображай на себе спасительное знамение.

+ Соединяйся душою своею с Богом посредством сердечной веры — и все сможешь сделать. Борют тебя сильные, невидимые, неусыпающие враги? — Победишь! Враги видимые, внешние? — Победишь. Терзают страсти? — Одолеешь. Подавляют скорби? — Отвратишь. Унываешь духом? — Получишь мужество. Все с верою возможешь победить и самое Царство Небесное получить. Вера — величайшее благо в земной жизни: она соединяет человека с Богом и в Нем делает его сильным и победоносным. Прилепляяйся Господеви един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17).