ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Дух свой, говорят, передал своим детям, подчиненным или ученикам; или такой–то негодный человек духом своим заразил своих товарищей. Видите, что даже люди могут передавать другим дух свой — добрый или худой. Тем больше это делает Сын Божий, Который дает людям достойным Ипостасного Духа Божия: приими те Дух Свят (Ин. 20, 22). И кто не замечает, что в мире видны два духа: Один — Дух Христов, а другой — дух мира, дух князя века сего, ослепившего разум неверных, дух диавола, — потому–то кто Духа Христова не имать, сей., очевидно, несть Егов (Рим. 8, 9).

Твердо благодарить нужно всегда Бога за милостивую помощь Его нам в борьбе со страстями и врагом бесплотным, за то, что Он нас, падающих ежедневно и часто в грехи и беззакония, не оставляет Своею любовию и промышлением и является постоянно, по молитве нашей, Помощником и Заступником. О! Что бы сделал с нами враг, если бы Господь не избавлял нас от него!

Благодарю Тя, Господи Иисусе Христе, Боже мой, яко от скверн греховных сердце мое омывасши животворящими Тайнами Твоими, оживотворявши, покоиши, веселиши. Слава Тебе, Благодетелю моему! — Мая 26 дня 1860 г.

Претворение Господом хлеба и вина в Тело и Кровь Свою считай таким же обыкновенным, хотя и величайшим до необъятности делом, как ежедневное составление аптекарем лекарства. С величайшим спокойствием и самою твердою уверенностию принимай Тайны. Страшливость и сомнение — непростительная глупость и великий грех. Он сам себя наказывает, именно страхом — там, идеже не бе страх (Пс. 13, 5).

Приидоша реки, и опрошася храмине (Мф. 7, 27), то есть реки непроизвольной злобы и опрошася на сердце человека; или реки разных страстей, которые, как быстрая река, подмывают сердце и влекут его ко злу. Это явление часто бывает в душе. Не надо колебаться.

Если ты не любишь простоты, то есть простого вида человека и грубой его речи и простых манер, то ты, значит, далеко уклонился от простоты и — горд, и гордыня ослепила твои очи.

Маминьке моей подобает от меня абсолютное почтение!

Буду любить всех для Христа, моего ежедневного Благодетеля, не взирая ни на что. А для этого буду неуклонно взирать на Христа. Помоги, Боже!

Закрываю глаза и уши для всяких недостатков матери и знаю одно, что она — моя мать.

Кто избегнет в настоящей жизни диаволъскаго поспешения в нападении на душу? Оно быстро, сильно и стремительно, как дух, как мысль, как мгновение, как блистание молнии (Ср.: Лк. 10, 18) — и горе, великое горе неосторожному, принявшему в свою душу дыхание сопротивника: утеснит, запалит, измучит, сокрушит. Надо иметь, как дыхание, Иисусову молитву на устах: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. Господи, избави всех от диа вольскаго поспешения. Недаром Великий Макарий молился к Духу Святому: избави мя от диаволь скаго поспешения [156].

Бог мой Благ и Человеколюбец — таков должен быть и я. Он питает меня Своим Телом н Кровию — я, по крайней мере, не должен щадить для ближних моих обыкновенной пищи и питья.

Пресвятая Владычица Богородица — пучина, бездна благодати, как я — пучина, бездна греха.

Служи все службы и совершай таинства с крайним спокойствием. Смущение и боязнь означают уже расстройство душевных сил, а Богу надо служить благоустроенною, мирною душою.

Хватай врага бесплотного за с<шую голову: если уж нудит тебя ненавидеть твою маминьку, то он показывается здесь ясно весь и с головой своей.