ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Буду любить всех для Христа, моего ежедневного Благодетеля, не взирая ни на что. А для этого буду неуклонно взирать на Христа. Помоги, Боже!

Закрываю глаза и уши для всяких недостатков матери и знаю одно, что она — моя мать.

Кто избегнет в настоящей жизни диаволъскаго поспешения в нападении на душу? Оно быстро, сильно и стремительно, как дух, как мысль, как мгновение, как блистание молнии (Ср.: Лк. 10, 18) — и горе, великое горе неосторожному, принявшему в свою душу дыхание сопротивника: утеснит, запалит, измучит, сокрушит. Надо иметь, как дыхание, Иисусову молитву на устах: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. Господи, избави всех от диа вольскаго поспешения. Недаром Великий Макарий молился к Духу Святому: избави мя от диаволь скаго поспешения [156].

Бог мой Благ и Человеколюбец — таков должен быть и я. Он питает меня Своим Телом н Кровию — я, по крайней мере, не должен щадить для ближних моих обыкновенной пищи и питья.

Пресвятая Владычица Богородица — пучина, бездна благодати, как я — пучина, бездна греха.

Служи все службы и совершай таинства с крайним спокойствием. Смущение и боязнь означают уже расстройство душевных сил, а Богу надо служить благоустроенною, мирною душою.

Хватай врага бесплотного за с<шую голову: если уж нудит тебя ненавидеть твою маминьку, то он показывается здесь ясно весь и с головой своей.

Мир и избыток жизни сердца после причащения есть величайший, неоцененный дар Господа Иисуса Христа, превосходящий все дары, относящиеся к телу и вместе взятые. Без душевного мира при тесноте и мучении сердца человек не может пользоваться никакими благами — ни вещественными, ни духовными: для него тогда не существует наслаждений, происходящих от чувств истины, добра и красоты, потому что подавлено и убито самое средоточие его жизни — сердце, или внутренний человек.

Что машина на пароходе или на каком–либо заводе, то сердце у человека, сердце — движитель всего человека, оно движет ум, воображение, все тело.

Когда враг поселится в сердце и будет томить, теснить его, тогда нужно с крайним смирением и простотою говорить ему, как бы он стоял по левую твою руку — с такою верою: зачем ты пришел ко мне, такому смиренному и немощному, что для тебя за удовольствие победить меня; а если я побежду тебя? Как гордость твоя будет уранена? Отойди, пока я не победил тебя именем Господним.

Мне, многогрешному и смиренному, нужно носить и одежду смирения: светлые и нарядные одежды вносят в душу незаметно гордость и тщеславие и изнеживают и расслабляют душу.

Кашель не зло: откашливаешься и ты.

Принеси ми от лова твоего, да ям, и да благо словит тя душа моя (Ср.: Быт. 27, 4). Если и теперь льются благословения с уст отца или матери за снеди, доставляемые сыном, или за деньги, им посылаемые: эти благословения действительны. Что же значит, что патриарх благословил сына, приказав ему принести раньше снедь и покушав ее? То, что дети должны питать и покоить родителей во время старости и благословение родительское есть как бы награда им за их любовь к родителям и попечение об них.

Слава непостижимой, Божественной силе Чест наго и Животворящаго Креста Господня, не ос тавляющей меня, грешнаго [157]: враг запял было злобою сердце мое и мучил меня, стеснив сердце; но после слов: да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все сопротивные силы, произнесенных с твердою верою, и после изображения крестного знамения на груди и чреве, бесы, как дым, исчезли [158] и стало вдруг легко, легко. Нужна твердая уверенность, что мучения сердцу причиняются именно бесами, и живая уверенность в силе Креста Господа Иисуса, Который всегда присущ нам.