ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Мир и избыток жизни сердца после причащения есть величайший, неоцененный дар Господа Иисуса Христа, превосходящий все дары, относящиеся к телу и вместе взятые. Без душевного мира при тесноте и мучении сердца человек не может пользоваться никакими благами — ни вещественными, ни духовными: для него тогда не существует наслаждений, происходящих от чувств истины, добра и красоты, потому что подавлено и убито самое средоточие его жизни — сердце, или внутренний человек.

Что машина на пароходе или на каком–либо заводе, то сердце у человека, сердце — движитель всего человека, оно движет ум, воображение, все тело.

Когда враг поселится в сердце и будет томить, теснить его, тогда нужно с крайним смирением и простотою говорить ему, как бы он стоял по левую твою руку — с такою верою: зачем ты пришел ко мне, такому смиренному и немощному, что для тебя за удовольствие победить меня; а если я побежду тебя? Как гордость твоя будет уранена? Отойди, пока я не победил тебя именем Господним.

Мне, многогрешному и смиренному, нужно носить и одежду смирения: светлые и нарядные одежды вносят в душу незаметно гордость и тщеславие и изнеживают и расслабляют душу.

Кашель не зло: откашливаешься и ты.

Принеси ми от лова твоего, да ям, и да благо словит тя душа моя (Ср.: Быт. 27, 4). Если и теперь льются благословения с уст отца или матери за снеди, доставляемые сыном, или за деньги, им посылаемые: эти благословения действительны. Что же значит, что патриарх благословил сына, приказав ему принести раньше снедь и покушав ее? То, что дети должны питать и покоить родителей во время старости и благословение родительское есть как бы награда им за их любовь к родителям и попечение об них.

Слава непостижимой, Божественной силе Чест наго и Животворящаго Креста Господня, не ос тавляющей меня, грешнаго [157]: враг запял было злобою сердце мое и мучил меня, стеснив сердце; но после слов: да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все сопротивные силы, произнесенных с твердою верою, и после изображения крестного знамения на груди и чреве, бесы, как дым, исчезли [158] и стало вдруг легко, легко. Нужна твердая уверенность, что мучения сердцу причиняются именно бесами, и живая уверенность в силе Креста Господа Иисуса, Который всегда присущ нам.

По великой любви Своей ко мне Господь питает меня Животворящею Плотию и Кровию Своею. Аще сице возлюбил нас Бог, и мы должни еемы друг друга любити (1 Ин. 4, 11).

Весьма тихо и легко бывает на душе после борьбы с какою–либо страстию и по счастливой победе над нею о имени Господни. Это — Божественная тишина; это — благое и легкое иго Христово!

Смущение есть начинающееся действо диавола и страсти и расстройство души. Животворящие Тайны оживляют душу, которая сама оживляет тело. — Вот где очевидное доказательство Божественности их, хотя слова Спасителя и не нуждаются в доказательстве, будучи самое дело, как слова Творца.

Несмотря ни на что должно любить родителей, хотя бы они имели недостатки, бросающиеся в глаза. Хам проклят и за то, что поглумился над опьяневшим и обнажившимся родителем.

Не внегда избыточествовати кому живот его есть от имения его (Лк. 12, 15). Видишь, жизнь наша не зависит от богатства.

Господь каждый день мое недостоинство питает, одевает, прощает мне грехи и милует меня всяким образом; даже — что составляет пучину милосердия неизследимую — ежедневно питает меня Плотию и Кровию Своею: как же мне не питать брата моего, хотя бы и не заслуживал он того, ежедневно и притом доброхотно и щедро. Пусть он ходит ко мне — пользоваться моею милостию, как я ежедневно прихожу ко Господу испрашивать Его милости — прощения грехов и неосужденного причащения Его животворящих Таин [159], не говоря о том, что я без прошения пользуюсь ежедневными милостями — здоровья и других благ земных.

Диавол усиливается, чтобы я крайне оскорбил благость и щедроты Божии чрез непочтение и нелюбовь к своей матери. А между тем чрез мать мою я удостоен Господом бытия, наслаждения жизнию и делами рук Божиих, служу Господу в сане иерея; чрез тело, полученное от нее, я соединяюсь с Самим Господом в Таинстве Тела и Крови Христовой и имею надежду получить вечные блага. Таких великих даров мне Божиих родительница моя — есть носредница, или проводник! Соответственно всему этому, как должно быть высоко мое почтение к ней и любовь к ней.