ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

По великой любви Своей ко мне Господь питает меня Животворящею Плотию и Кровию Своею. Аще сице возлюбил нас Бог, и мы должни еемы друг друга любити (1 Ин. 4, 11).

Весьма тихо и легко бывает на душе после борьбы с какою–либо страстию и по счастливой победе над нею о имени Господни. Это — Божественная тишина; это — благое и легкое иго Христово!

Смущение есть начинающееся действо диавола и страсти и расстройство души. Животворящие Тайны оживляют душу, которая сама оживляет тело. — Вот где очевидное доказательство Божественности их, хотя слова Спасителя и не нуждаются в доказательстве, будучи самое дело, как слова Творца.

Несмотря ни на что должно любить родителей, хотя бы они имели недостатки, бросающиеся в глаза. Хам проклят и за то, что поглумился над опьяневшим и обнажившимся родителем.

Не внегда избыточествовати кому живот его есть от имения его (Лк. 12, 15). Видишь, жизнь наша не зависит от богатства.

Господь каждый день мое недостоинство питает, одевает, прощает мне грехи и милует меня всяким образом; даже — что составляет пучину милосердия неизследимую — ежедневно питает меня Плотию и Кровию Своею: как же мне не питать брата моего, хотя бы и не заслуживал он того, ежедневно и притом доброхотно и щедро. Пусть он ходит ко мне — пользоваться моею милостию, как я ежедневно прихожу ко Господу испрашивать Его милости — прощения грехов и неосужденного причащения Его животворящих Таин [159], не говоря о том, что я без прошения пользуюсь ежедневными милостями — здоровья и других благ земных.

Диавол усиливается, чтобы я крайне оскорбил благость и щедроты Божии чрез непочтение и нелюбовь к своей матери. А между тем чрез мать мою я удостоен Господом бытия, наслаждения жизнию и делами рук Божиих, служу Господу в сане иерея; чрез тело, полученное от нее, я соединяюсь с Самим Господом в Таинстве Тела и Крови Христовой и имею надежду получить вечные блага. Таких великих даров мне Божиих родительница моя — есть носредница, или проводник! Соответственно всему этому, как должно быть высоко мое почтение к ней и любовь к ней.

Священнику. Помни величие своего служения и то, что ты можешь явить к Богу великую любовь и благодарность за Его дары в звании иерея Его и удостоиться величайших наград в Царстве Его. Вся жизнь твоя есть служение Богу, тогда как другие самым званием своим и привычками поставлены так, что жизнию своею служат тленному телу своему, а Богу уделяют из своей жизни — только самую ничтожную часть и то, по причине краткости срока, в который они обращаются к Нему, не успевают сосредоточиться в служении Ему, но блуждают мыслями и желаниями по предметам внешним, земным.

Грех — величайший и единственный злодей: он разлучает нас от Бога, Источника жизни, лишает душу мира и всех благ духовных и ввергает ее во всякое зло. Он один — всякая мука наша, вся погибель наша. Избавиться от греха — цель всех наших стремлений и усилий.

Мысленная, невидимая душа наша управляется мысленным, невидимым, верховным законодательным Существом — Богом, Его мысленно–сердечными законами. Дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу их (Евр. 8, 10).

Никакого основания не имеет христианин в сердце иметь какую–либо злобу на кого–либо; злоба, как злоба, есть дело диавола: христианин должен иметь в сердце только любовь; а так как любовь не мыслит зла (Ср.: 1 Кор. 13, 5), то не должно мыслить касательно других никакого зла; например, я не должен думать о других, что он зол, горд и прочее или, если я, например, сделаю ему уважение, то он возгордится, если прощу обиду, то снова изобидит меня, посмеется надо мною. Надобно, чтобы зло не гнездилось в нас ни под каким видом, а злоба обыкновенно слишком многовидна.

+ Слава Спасителю Богу моему, избавившему меня от пещи огненной, во внутренностях моих седмерицею разжженной врагом за злобу мою. Преложил, Всесильный, огнь в прохладную росу (Ср.: Дан. 3, 19, 49–50) благодати Своей, после сердечного раскаяния и искренней молитвы о прощении. Я говорил: Спасе, спаси мя. [160] Это было в храме — в Успенской церкви. [161] Слава Тебе, Всеблагий, Чудный, во храме и на всяком месте витаяй и внемляй мольбам нашим, от сердца исходящим. Крайне нужно внимать своему сердцу всегда, но особенно пред Литургией и преимущественно пред Литургией в праздники, когда за Литургией бывает много народу. Враг всеми мерами хочет сразить священника пред многочисленным народом (29 мая 1860 года).

Мир есть воплотившаяся премудрость Божия.

О МОЛИТВЕ