ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Вчера, на вечерней молитве, враг коснулся сердца моего ядовитым отрицанием Трех Сияний Единыя Благости; не отразивши тогда же этого приражения всем сердцем, а только в уме сказавши: вем, Емуже веровах и от Негоже научен есмь (Ср.: 2 Тим. 1, 11–12) тайне Триипостасного Божества — я не положил на сердце всей силы этих слов, поленился сделать сердечное усилие — напечатлеть их в сердце, и враг остался в моем сердце. Ночью хочу спать — не дает: смущает и душит. Надо прогнать дерзкого посетителя. Чем же? Тем же, на чем он запнул меня — Трисиятельною Благостию. Так и всегда надо: чем он ранит тебя, тем и ты его рань, потому что он ранит клеветою на известный предмет, а ты всем сердцем признай истину того предмета. Что же я сделал? Я признал всем сердцем истину Трех Светов — в Боге и, со словами: во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! — перекрестил свое чрево. Больно жегнувши мое чрево, диавол вышел, и я успокоился и всю ночь проспал преспокойно, легко.

+ Когда будешь служить молебен пред начатием проповеднических трудов своих, исповедуй пред Источником премудрости, вместе с Апостолом, что не доволъни есмы помыслити что от себе в проповедничестве, яко от себе, но доволство (способность) наше от Бога: Иже и удоволи нас служители быти Новаго Завета, не писмени, но духу (2 Кор. 3, 5–6).

Радуюсь сердцем, что Единая Бесконечная Благость — в Трех Сияниях, Как и для тварей благодетельна эта Троичность! Если бы не было Троичности в Лицах, кто бы нас, грешных, искупил от проклятия и вечной смерти; был ли бы тогда с нами Утешитель, Дух истины [162] вовек да наставит нас на всяку истину! Слава Тебе, Трисиятельная Благость! Радуйтесь все, что Благость — в Трех Светах.

Утверди, Господи, сердце мое в любви: яко Ты еси Существо и Вина любви. Аминь.

Молясь, на сердце нужно положить слова: «Меня слушает Благость».

По причине частых, тонких, острых, мгновенных приражений к сердцу духа злобы, на сердце нужно иметь всегда в готовности оружие против него. Это оружие есть слово прелесть (обман). Потому что все приражения его и весь успех их состоит в обмане, искусно прикрытом; часто, впрочем, успех его зависит и от гнездящихся в сердце нашем страстей.

Научись великому искусству, или лучше — простоте говорить и делать все искренно, от сердца.

С течением времени накопилось во мне много гордости и тщеславия. Вижу я это. Надобно очищать сердце, хотя и болезненно это очищение.

Смиряяися вознесется (Лк. 14, 11). Намеренно смиряй себя в глазах людей; говори, что ты от бедных, необразованных и незнатных родителей возведен Господом на такую высоту; имей образцом для подражания маминьку в ее простоте и смирении — и Господь прославит тебя, вознесет.

В кротости и смирении внимай своему сердцу непрестанно.

В родителях утверждено бытие детей и после их рождения — во всю жизнь. Чти отца твоего и матерь — да долголетен будеши на земли (Исх. 20, 12). Какого же почтения они достойны! И собственное благо каждого обязывает почитать родителей — да благо ти будет. Родители, некоторым образом — боги наши.

Диавол привязывает сердца людей к вещам чувственным с самым злобным намерением — убить души их вечно, чтобы они, прилепившись к чувственному, забыли прилепляться к Богу — Источнику жизни, не видели наготы своей души и не украшали ее одеждою благих дел. О! Явится срамота, великая срамота наготы таких людей после их смерти! Да не явится срамота наготы твоея. Совещаю тебе купити от Мене одеяние бело, да облечешися (Откр. 3, 18).

Простота, благость и незлобие сердца как не обходимое условие молитвы; пост — необходимое условие успеха молитвы.

Parcere cuilibet rei patris causa, qui sororem suam nupto tibi dedit, est maxime Deo maledicere facto, Ejus bonitati [163] щедротам. Если другим я обязан оказывать любовь и щедроты, то тем больше ему.