ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Почитаю в матери моей виновность бытия моего, любовь материнскую, труды безмерные, для меня в юности подъятые, — ее кротость, смирение, простоту, нежность сердца (слезы о грехах и от сочувствия другим). Все добродетели в ней есть; и твое положение — есть плод ее молитв и награда для ней от Бога.

Слушать сердцем льстивые диавольские внушения, возмущаться и терзаться духом и не спать ночи; или заткнуть мысленный слух для его внушений, быть покойным днем и ночью. Что лучше? — Борись и внимай себе со всякою осторожностию.

Хоть внешнее небрежно, но внутреннее в порядке и прекрасно — что, собственно, и дорого; а этого для нас и довольно. Но ты ищешь наружности: о лицемер! О враг! О нелепые козни!

Страсти обычно возбуждает враг в сердце человека из–за чего–нибудь ничтожного или кажущегося противным самолюбию человека, хоть если смотреть здраво, с христианской точки зрения и даже с точки зрения здравого, философского разума, это вовсе не противно. Всякая страсть потому непременно есть обман или прелесть. Мучения, причиняемые каждою страстию, должны вразумлять подверженных страстям всеми мерами внимать своему сердцу и отражать приступы страстей, лишь только они приразятся.

Всяк человек в землю пойдет, отнюдуже и создан бысть (Ср.: Быт. 3, 19). Почто убо гордится земля и пепел (Быт. 18, 27)?

Господу угодна молитва теплая, покойная, твердая, сознательная, уверенная.

Мало ли какое зло бывает у тебя на душе, но не все, что есть в печи, на стол мечи. Да будет оно одному Богу известно, ведующему все тайное и сокровенное, а людям не показывай всех своих нечистот, не заражай их дыханием сокрытого в тебе зла: затвори печь, пусть дым зла замрет в тебе. Богу поведай печаль свою, что душа твоя полна зла и жизнь твоя близка к аду (Ср.: Пс. 87, 4), а людям являй лицо светлое и ласковое. Что им до твоего безумия? Или же объяви свою болезнь духовнику или другу своему, чтобы они тебя вразумили, наставили, удержали.

Помолится Тебе всяк во время благопотребно: обаче в потопе вод многих к Тебе не приближатся (Ср.: Пс. 31, 6) — в потопе вод многих, то есть при сильном находе зла, как и Спаситель говорит: приидоша реки, и опрошася храмине той… и одна падеся: не основана бо бе на камени, а на песке, а другая не падеся: основана бо бе на камени (Ср.: Мф. 7, 25–27). Камень же Христос (1 Кор. 10, 4).

Как стать выше ядовитых прилогов диавольских? Говорить твердо в сердце: мечтание, ложь! Потому что прилоги, действительно, всегда начинаются диавольскою клеветою или ложию, принятою в сердце, которую человек принимает за что–то истинное. Но ложь изобличает себя тем именно, что мучит сердце, не давая ему дотоле успокоиться, пока оно пе извергнет яда лжи. Не возмущайся же мыльными пузырями. А что эти мыльные пузыри болезненны, то таково свойство диавола–убийцы.

Дело величайшей любви — питать Свое творение Своею Плотию и Кровию. Творческая Премудрость, умыслив от сложения мира питать младенчествующих животных млеком их матерей, умыслила нечто подобное от сложения мира явить и на Себе: Премудрость Ипостасная, Слово Божие и Божий Сын, воплотившись нашего ради спасения [170] соблаговолил Свое пречистое Тело и пречистую Кровь дать в снедь и питие нам, да якоже Он живет Отца ради (Ср.: Ин. 6, 57), и мы, ядущие Его, будем живы Его ради, как младействующие животные и младенец–человек, ядя и пия млеко от тела своих матерей, живут таким образом ими. Он постепенно очищает и делает меня святым, не имущим скверны или порока (Ср.: Еф. 5, 27) посредством частого приятия Своего Тела и Крови и таким образом уготовляет меня в избранный сосуд Духа Святого и в наследники будущих, неизреченных благ Царствия Небесного, уготованнаго любящим Его (Ср.: 1 Кор. 2, 9). — О! Какой совершеннейшей чистоты Он требует от меня для принятия Его пречистых и животворящих Таин. Это известно только Ему да мне, сосуду нечистоты, — подивитесь, возлюбленные, [присутствию] в пречистых Тайнах Любви творческой и узнай' Ср.: Символ веры.

те, что только Творец и Жизнодавец мог дать Свое Тело и Кровь в пищу и питие Своей твари и сказать: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и: пиите от пея ecu: сия есть Кровь Моя нового завета (Мк. 14, 22–24). Человек так сказать не может, и на мысль ему не могла прийти никогда мысль — питать подобных себе своею плотию и кровию, потому что он не Творец и, сказав эти слова, сказал бы невозможное, и не Жизнодавец, чтобы от тела и крови его оживотворяться подобным ему людям. То — Божии слова.

Христианину, внимательному к себе самому, то есть заботящемуся о угождении Богу и о спасении души своей, Бог часто живо и ясно показывает час смертный, жизнь в том веке, Суд Страшный — и все это так ясно, как бы это сейчас во очию твоею совершилось. Так, приближает Он иногда к душе имеющие быть некогда великие и грозные события, в которые вера наша далеко не так жива, как бы следовало, и о коих так мало мы вспоминаем. Невольно задумаешься тогда о том, что–то с тобою будет тогда, какова будет твоя участь на веки, на вечность.

Молясь, надобно жаждать прощения грехов своих, а жаждете ли вы, братия, прощения грехов своих? Желаете ли от всего сердца, чтобы они были вам прощены? Надобно жаждать их прощения; надобно жаждать оправдания заслугами Иисуса Христа, Агнца, взявшего на Себя грехи всего мира (Ср.: Ин. 1, 29). Помните, что грехи вам прощаются Одним Иисусом Христом, Который для того именно и страдал и умер и воскрес, чтобы исходатайствовать Себе у Отца Небесного право — прощать наши грехи вследствие сердечного нашего раскаяния. Если бы не пострадал и не умер за нас Христос, вечно мы оставались бы во грехах и вечно были бы мертвыми по душе, не ожидало бы нас славное воскресение, а воскресение ужасное — для вечных мучений адских. Итак, кайтесь с верою во Христа и надеждою на Его милосердие, говорите Ему: Ты восхотел, Владыко, воплотившись нас ради от Духа Святого и Пресвятой Девы Марии [171], заклан быти яко овча, грех ради человеческих; [172] потому молю Тебя, очисти и мои грехи. Я жажду очищения грехов своих, изсохши сердцем от их адского зноя: а у Тебе очищение есть (Ср.: 1 Ин. 2, 2), и всем неоскудно подаешь Ты это очищение, души всех убеляешь Ты, сердечно просящих у Тебя очищения грехов. Подай и мне это успокоительное, радостное очищение.

Без Христа, без сердечной, живой, ясновидящей веры в Него и в животворящие Его Тайны (во время причащения) — смерть душе; как она ни бросайся без Него, а все смерть: страшная, убивающая душу теснота в груди и разрушительный огонь. А со Христом, с сердечною верою в Него и в животворящие Его Тайны — жизнь и блаженство душе: в груди легота и широта, покой и радость на сердце. — Опыт. 8 декабря 1859 года.