ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Мать, будучи бедна, воспитала нас, скорбела и болела сердцем об нас, радовалась нашему благополучию и нашему прибытию в ее дом. Кто перечислит благодеяния родителей? — Картина благодеяний родительских, живописуйся всегда предо мною!

Если идешь к кому–либо по какому делу или в гости — иди с духом смирения и любви, но отнюдь не с духом неприязни и гордости. В первом случае тебя встретят с лицом веселым, в последнем — неблагорасположением. В нюже меру мери те, возмерится вам (Мф. 7, 2; Мк. 4, 24). Души чуют друг друга. Тверди, идучи к другому, в сердце заповедь Божию: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе (Ср.: Мф. 22, 39).

Сребролюбцы, как тати, чрезвычайно боятся, как бы не узнали и не сказали другие, что они богаты, и точно они тати, потому что похищают дары Божии у бедных. Они обижаются и раздражаются, когда напомнишь им о полноте их денежного кошеля.

Ты, раб Божий, когда враг будет смущать тебя заботами об излишних издержках в дому, говори ему: не хочу об этом и думать, как о мелочи. Вся дума моя — Бог, душа моя, мое спасение и других.

Страсти находят на душу и помрачают ее быстро, как скоробегущие облака — солнце; но проходят нескоро и трудно. Сказываются смущением души, и всякий грех сказывается смущением. Мир — Господень дар, и он принадлежит добродетели. Мир вам (Лк. 24, 36; Ин. 20, 19). О мире больше всего заботься: мир плодотвори для жизни семейной и общественной, он необходим для всех занятий. Смущенный делает не то, что надо, или ничего не может делать.

Направи ноги нашя на путь мирен (Ср.: Лк. 1, 79).

Едино тело есмы мнози: ecu бо от единаго хлеба причащаемся (1 Кор. 10, 17). Вот какой характер отношений должен быть у нас к другим — характер единства во всем.

Умирающий Пушкин говорил: смешно же, чтоб этот вздор меня пересилил (разумея тоску сердечную и боль всего тела)… не хочу. — Так я должен говорить, когда на меня напирает какая–либо страсть.

+ Господи, благослови!

Ни для кого из приходящих не щадить ничего. — Этого требует спокойствие мое, благо мое, достойное прохождение священного звания; этого требует Бог как дела богоугодного. — Все предлоги прочь. Не обращать внимания на снедомое; представлять, что все это — дары Божии, общие для всех, что ты только приставник.

Некоторые способны молиться только за другими, другие и за другими не способны молиться и предаются непонятному равнодушию и холодности на молитве: чужда их сердцу, незнакома, далека молитва искренняя.

Михаил Измайлович Гаг–н<?> с покойною твердостию, постоянством молитвы взирал к Богу и ни на кого не обращал внимания, будучи во время чтения молитв (сам читал) выше всех и повелевая всем. Странно, что один чиновник, стоявший сзади его и плюнувший во время молитвы на пол, выслушал с уважением его выговор и стал покойно впереди. Вот какое величие и какая повелительность духа в твердых верою людях!

Имей всегда в виду закон постепенного (gradualis [30]) действия законов природы и помни, что язык твой подчинен тому же закону: не надо при выговоре торопиться. Мысль, как чадо духа, — быстра, бегла, мгновенна; но язык, как плоть, — косен, неповоротлив: надо помнить его немощь.

Не иди на всех парах там, где тесно от других судов: разобьешься и пойдешь ко дну и потопишь тех, которые были с тобою на судне (Церковь). — Тихонько, не торопясь.