ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Когда тебе придет на мысль, что ты имеешь несравненно меньше, чем твои товарищи, живущие на том же месте богато, вспомни о Господе Иисусе Христе и Его апостолах, которые жили не имея где главы подклонитъ (Ср.: Мф. 8, 20) и не имели двух сапог и двух одежд переменных, ни при поясах своих меди (Ср.: Мф. 10, 9–10) (с легким грузом легче плыть кораблю), благодари Бога, что ты имеешь меньше других и принимаешь некоторым образом участие в добровольной нищете Господа и апостолов. — Достоин есть делатель мзды своея (Лк. 10, 7). Это значит, что доколе ты будешь работать Господу (Ср.: Пс. 2, 11) по службе своей — у тебя всегда будет нужное. А из сильного желания иметь больше видно, что ты любишь богатство и сильно привязался бы сердцем <к нему>, если бы оно было дано, и диавол уловил бы тебя им в плен.

САМОЕ ПЕРВОЕ

Мыслию, или лучше, сердечною верою в Бога, я всегда успокоиваю, услаждаю, радую свое сердце. А вследствие неверия во что–нибудь духовное, несомненно истинное, во мне бывает огнь горящ, палящ в костях моих — и я расслабеваю отвсюду и не могу переносить этого огня.

Спаситель наполняет миллионы сердец достойных людей, умиротворяя, услаждая и веселя их. Не напрасно сказал Спаситель в Евангелии о послушных гласу Божию: к нему приидема и обитель у него сотворима (Ин. 14, 23). Есть много обителей между людьми, занятых Богом мира и всякия утехи (Ср.: 2 Кор. 1, 3). Путь, Истина, Живот… (Ср.: Ин. 14, 6.)

Усердный молельщик! Скажи мне, молясь в храме, что ты несешь из храма в сердце своем? Ты несешь что, такое невыразимо приятное, легкое, расширяющее твое бытие, такое, чего прежде не было у тебя? Это — благодать Господа нашего Иисуса Христа. Это Он пришел и поселился в тебе, и обитель в сердце твоем сотворил (Ср.: Ин. 14, 23). Это Он тебя упокоевает, веселит, облегчает. Это — благое и легкое иго Его (Ср.: Мф. 11, 30). Якоже о Адаме ecu умирают, такожде и о Христе ecu оживут (1 Кор. 15, 22). Несомненно, что Адам — первочеловек, наш корень, умер; несомненно также и то, что и все люди из–за Адама умирают. Но также несомненно, что второй Адам, второй корень наш — воста от мертвых; значит, несомненно и то, что из–за Него все оживут, восстанут из мертвых. Только тогда не было бы воскресения мертвых, когда бы Христос не восстал. — Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть (1 Кор. 15, 20). Значит, истина воскресения из мертвых может быть доказана с математическою точностию. Три члена пропорции есть уже налицо: четвертый должен быть непременно и сам собою вытекает из предыдущих. Ergo [313]: …Якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небес наго (1 Кор. 15, 49).

Доколе ты не уверишься, что Я всегда присущ тебе? Ты воззовешь ко Мне — и Я каждый раз слышу тебя, твои сердечные мольбы и избавляю тебя от мучений страстей. — Я спасаю тебя постоянно: ты живешь Мною, покоишься и веселишься Мною и еще не научился предзреть Меня пред тобою выну (Ср.: Пс. 15, 8).

Грех необходимо влечет за собою душевное мучение — Боясие наказание; потому и диавол мучится и будет вечно мучиться как отступник от Бога, от Его законов, потому–то человек испытывает сердечное мучение и тогда, когда диавол приражается к нему; как с противлением воле Божией неразлучно мучение, смерть, а диавол — вечный противник воле Божией, то с его существом неразлучно мучение, и ого прикосновение к человеку, по тому самому, всегда сопровождается также мучением, духовною смертию для этого последнего.

Деньги — средство, которым мир держит в своей власти преданных сребролюбию и скупости. Деньги — лакомая приманка, которою мир привлекает к себе неразумных и жадных. — А диавол мир держит в своих сетях чрез сребролюбие.

Читали ли вы акафист Иисусу Сладчайшему? Ведь все, что тут говорится в похвалу Господу, испытано людьми на самом деле, все взято с опыта, из действительной жизни. Разбери его хотя отчасти, чтобы видеть справедливость слов.

Кто любит Бога, тот сильно желает, чтобы меньше было грешников; тот всегда молится Богу, чтобы число их было как можно меньше; тот всего душою заботится об исправлении заблуждающих.

Создавший наедине доведомым Ему одному образом душу мою, Един исцеляет и оживляет ее, уязвленную грехом, посредством животворящих Таин и молитвою.

Лучше, без всякого сомнения, когда нет в тебе занозы, хотя и можно вынуть ее, когда она попадет; занозишь — огнем загорит место занозы и всему телу — неприятно. Так, без сомнения, несравненно лучше, когда сохраняешь сердце свободным от занозы греха, хотя и занозивши, можно вынуть из него занозу. Заноза — заноза и есть: причиняет боль сердцу, жжет его. Мало того, еще и от Бога удаляет, а иногда и на Него вооружает, таково уж свойство греха. Потому, когда занозил сердце, сейчас же вынимай занозу, чтобы она не загнилась в нем, то есть чтобы не распространила гнилости греха. — А знаешь, Кто вынимает эти занозы? — Господь Иисус Христос. Покажи Ему свою занозу, признайся искренно в своей невнимательности, скажи Ему от всего сердца: Ты — Един Целитель всяких душевных язв моих, к Тебе припадаю: изми терн греха из сердца моего, исцели мою язву — и терн выйдет, и язва заживет.

Во время службы священник должен себе сказать: аще любве не имам, никтоже есмь (1 Кор. 13, 2). Бог — Бог любви; Крест любви; я лобызаю на Кресте Любовь, и в церкви стоят овцы Возлюбившего их до смерти.

Включить в учение о молитве и то, как слушать Апостола и Евангелие, как присутствовать мри совершении таинств и приступать к животворящим Тайнам. Молитва с верою. Объяснить, что такое вера.