ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Умирающий Пушкин говорил: смешно же, чтоб этот вздор меня пересилил (разумея тоску сердечную и боль всего тела)… не хочу. — Так я должен говорить, когда на меня напирает какая–либо страсть.

+ Господи, благослови!

Ни для кого из приходящих не щадить ничего. — Этого требует спокойствие мое, благо мое, достойное прохождение священного звания; этого требует Бог как дела богоугодного. — Все предлоги прочь. Не обращать внимания на снедомое; представлять, что все это — дары Божии, общие для всех, что ты только приставник.

Некоторые способны молиться только за другими, другие и за другими не способны молиться и предаются непонятному равнодушию и холодности на молитве: чужда их сердцу, незнакома, далека молитва искренняя.

Михаил Измайлович Гаг–н<?> с покойною твердостию, постоянством молитвы взирал к Богу и ни на кого не обращал внимания, будучи во время чтения молитв (сам читал) выше всех и повелевая всем. Странно, что один чиновник, стоявший сзади его и плюнувший во время молитвы на пол, выслушал с уважением его выговор и стал покойно впереди. Вот какое величие и какая повелительность духа в твердых верою людях!

Имей всегда в виду закон постепенного (gradualis [30]) действия законов природы и помни, что язык твой подчинен тому же закону: не надо при выговоре торопиться. Мысль, как чадо духа, — быстра, бегла, мгновенна; но язык, как плоть, — косен, неповоротлив: надо помнить его немощь.

Не иди на всех парах там, где тесно от других судов: разобьешься и пойдешь ко дну и потопишь тех, которые были с тобою на судне (Церковь). — Тихонько, не торопясь.

Господь мой неистощим в дарах Своих: говори бесу скупости.

Кронштадт — город мзды неправедной, город пьянства, разврата, разбоя, картежной игры, город всех увеселений бесовских (управляющий, губернатор, секретарь Думы, стряпчий, архитектор, губернатор — не говоря о других)…

Бессильный, мертвый денежный капитал! Обладающий тобою все почитает себя бедным, все боится обнищать и все желает и ищет больше и больше; он даже прямо называет себя иногда бедным! О, бездушное сребро, о, глупая страсть! Как вы сами доказываете свою безжизненность для сердца человеческого, <…> [31] каменную тяжесть.

Во славу Трех Странников, явившихся Аврааму (См.: Быт. 18), принимай трех братьев — родных братьев, заметь это: как и Три Лица Пресвятой Троицы совершенно родственны и, находясь друг в друге, принадлежат друг другу.

Собственными очами видел я прославленных нетлением и чудесами новгородских чудотворцев, святителей, преподобных и Христа ради юродивых, которые спаслись в исповедуемой мною вере — чрез молитвы и Таинства нашей Церкви; сам лобызал их скверными моими устами.

Помни, что малейшая привязанность к тленным благам есть лютая болезнь твоего сердца: и уймешься.

Совершенно предайся Господу во всех обстоятельствах твоей жизни, даже в посещении тебя гостями: они посещают тебя по допущению или по воле Промысла и траты твои на них Господь непременно вознаградит втрое больше. — Опыты на мне и на других, явно замеченные!