ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Мир ничтожен пред Господом Богом, и Бог есть как бы единственное бытие, так, что Бог во всякое время везде весь находится Существом Своим, как бы Он только Один и был и другого бытия или тварей как бы вовсе не было. Примеры, как Он вдруг, неожиданно говорил пророкам, как действо вал чрез разных животных: ослиц (См.: Чис. 22, 28), львов (См.: Дан. 6, 22), воронов (См.: 3 Цар. 17, 6) и других. Предзрех Господа одесную выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Ср.: Пс. 15, 8). Пророк видит Господа очами веры всегда близ себя. Камо пойду от Духа Твоего… (Пс. 138, 7.)

Если Бог даровал нам бытие, самый великий дар благости, если после того как мы отпали от Него и пали из жизни в смерть, Он даровал нам, для воссоздания нас, для приведения к жизни, — Сына Своего, то как малы все другие блага, которых мы просим у Него в молитве, чтобы по первому, искреннему слову веры даровать их нам, если они существенно для нас необходимы, и как не извинительны мы, когда сомневаемся получить их от Бога в молитве. Прямо сказал Спаситель: просите, и дастся вам (Мф. 7, 7). — Аще Сына Своего <не поищде>, како <убо не и с Ним вся нам дарствует> (Рим. 8, 32).

Господь мой — Иисус Христос — моя жизнь, мое утешение, мое счастье, мое сокровище, мое злато и сребро, моя одежда и мое жилище: с Ним я все имею.

Пророчества не ясно сказаны пророками, а прикровенно — по Божией премудрости — для того, чтобы уловить духов злых, коварно обольстивших человека и вовлекших его в погибель, чтобы тою же мерою, которою они мерили, возмерить им (Ср.: Мф. 7, 2), чтобы, то есть, тайно от духов злобы поднебесных (Ср.: Еф. 6, 12) Сыну Божию вселиться в человеках с приобщением их плоти и крови, научить их глаголам жизни вечной (Ср.: Ин. 6, 68), пострадать и умереть за них. (Особенно лее пророчества были прикровенны для того, чтобы ясность их не воспрепятствовала пострадать и умереть.). [321] Если бы диавол узнал, что Сын Божий принял на Себя душу и тело человеческие, если бы узнал он о намерении Его искупить людей страданиями и смертию Своею — ни за что бы он не довел Его до страданий и смерти, а всячески стал бы стараться отдалить Его от искупительных страданий и смерти; между тем как страдания и смерть Богочеловека должны были совершиться тою же свободною, злобною волею князя тьмы, которою он вовлек в погибель и первых людей. — Надобно было, чтобы погибшие по злобе диавола люди сами, по неведению, и принесли на Голгофе всемирную Жертву за спасение мира, по научению того же диавола, чтобы таким образом больше посрамить злобного духа и дабы славно прославилась безмерная любовь Божия к падшему человечеству. Потому–то Спаситель, совершая великие чудеса, заповедовал, чтобы об них никому не говорили — дотоле, пока Он из мертвых воскреснет, — потому то есть, чтобы люди, достоверно узнавши все, что Он — Бог всемогущий, скрывший Свою славу в зраке раба (Флп. 2, 7), не воспрепятствовали его страданиям и смерти. — Прекрасно сказано об искупительных действиях Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в одной из молитв, читаемых на вечерне в праздник Пятидесятницы, что Он началозлобнаго и глубиннаго змия Богомудростным льщением уловил.

Егда воздвизаше руце Моисей, одолеваше Израиль: егда же опускаше руце, одолеваше Амалик (Исх. 17, 11). Это образ действия молитвы новозаветных священников на народ, предстоящий в храме или по благославным винам оставшийся в домах. Когда во время Богослужения священник возводит ум и сердце искренно к Богу, когда он воздевает преподобные руки о людях, тогда стоящие и молящиеся в храме побеждают духовного Амалика, внутренно их борющего; а когда священник расслабевает духом во время Богослужения, не возводит горе сердца своего, молится холодно, по привычке, без сердечного участия, без искренней любви к пасомым и к Богу, тогда предстоящих в храме одолевает Амалик духовный, то есть духи злобы (Ср.: Еф. 6, 12), развлекая силы воинов Иисуса Христа, молящихся в храме, скверными, лукавыми и хульными помыслами [322]. Бдите, священницы Господни, над собою во время Богослужения.

Руце Твои сотвористе мя и создаете мя (Пс. 118, 73). Руце Божии: Сын и Дух Святый [323]. Новая Скрижаль.

Говори Господу с Иовом: даже до слуха слышах Тя первее, ныне же око мое виде Тя: темже укорих себе сам, и истаях, и мню себе землю и пепел (Иов. 42, 5–6).

Всякий человек прежде всего помни, что ты — падшее существо, больное, что твои душевные силы повреждены и действуют неправильно, не согласно. Помни также, что дух лукавый всячески старается отстоять мнимые права свои на тебя, которые дали мы ему в лице Адама и Евы, продавши ему себя чрез грех. Отрицайся его ежедневно и мысленно и делами и всеми мерами сочетавайся Христу [324], то есть добрыми мыслями, желаниями и делами старайся усвоять себя Ему, как ты обещался Ему при крещении.

Какая причина неверия? Плотяность, подчинение духа плоти, а плоть — то же что грех, потому что во плоти не живет доброе, по свидетельству Апостола (См.: Рим. 8, 1–11). В людях, ходящих по плоти, не живет Дух Божий, Который подает нам веру. Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, заие суть плоть (Быт. 6, 3), — сказал Бог о людях допотопных. А нынешние люди живут также плотию. Без Духа Божия никто не может сердечно, искренно исповедать Иисуса Христа Сыном Божиим. Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3). — Человек плотяный имеет лукавое испорченное сердце, нет в нем спасительной простоты, емлющей всему веру (Ср.: 1 Кор. 13, 7). Блюдите, говорит Апостол, да не в коем будет от вас сердце лукаво, исполнено неверия (Евр. 3, 12). Истина — проста, а зло — лукаво. Лукавство — гнусная двоякость (следствие падения). Лукавство хочет намеренно видеть ложь, неправду в прямой истине, признаваемой всеми. Лукавство — свойство диавола, который первый произрастил горький плод лукавства в Еве, внушив ей видеть ложь в истинных словах Божиих, когда сказал: что яко рече Бог: да не ясте… не смертию умрете… (Быт. 3, 1, 4.) Горе лукавым и неверным, если они не исправятся: они несомненно пойдут в вечную муку с злыми, лукавыми духами, которым уподобили себя лукавством.

Бесценного, Живого Сокровища, то есть Христа, не оскорбляй сожалением о ничтожной, тленной потере. Смотри, не испытывает ли тебя Бог, что ты больше любишь: Его или тленные сокровища? Имея бесценное Сокровище, Которое может обогатить и действительно обогащает всеми духовными и чувственными благами, какой безумный станет сожалеть о потере немногих погремушек? — Разумей, еже глаголю.

Присно мы живии в смерть предаемся, да и живот Иисусов явится в мертвенной плоти нашей (2 Кор. 4, 11), говорит святой апостол Павел. Сила Господа Иисуса в немощи совершается (2 Кор. 12, 9), как Он сказал тому же Апостолу: когда мы немощны, тогда во всем свете представляется близорукости нашей, маловерию нашему присносущная сила, или всемогущество Господа, спасающего нас. И вот в чем торжество христианина — подвижника Христова: он — живой присно предается в смерть духовную или телесную и всегда всемогущею силою Божиею исхищается из самых челюстей смерти в жизнь — для того, чтобы он многочисленными опытами Божия всемогущества в его собственной жизни непоколебимо убедился в благопромыслительной благости и всемогуществе Господа и совершенно положился на Него во всем как на всеблагого и всемогущего Помощника. — Ия — грешный и недостойный раб Господа моего Иисуса Христа, присно предаюсь в смерть духовную — человекоубийце исконному, мучителю злому да и живот Иисусов явится в мертвенной плоти моей (Ср.: 2 Кор. 4, 11) тогда, как я воззову о помощи к Богу моему, Спасителю моему.

О! Как часто спасает меня Спаситель мой! Какая беда мне без Спасителя моего!

Когда тобою овладевать начнет страсть зависти, тогда скорее от всего сердца благодари Господа за все блага, какие ты получил прежде от Бога и ныне имеешь: за пищу, за одежду, за жилище, за приведение от небытия в бытие, за добрых родителей, родных, особенно за дары христианской веры и особенно за Дары Тела и Крови Господней.

Священник всегда должен сознавать себя как предстателя за народ, особенно это сознание нужно в храме во время Богослужения, когда, по преимуществу, он есть ходатай.