ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Господь мой неистощим в дарах Своих: говори бесу скупости.

Кронштадт — город мзды неправедной, город пьянства, разврата, разбоя, картежной игры, город всех увеселений бесовских (управляющий, губернатор, секретарь Думы, стряпчий, архитектор, губернатор — не говоря о других)…

Бессильный, мертвый денежный капитал! Обладающий тобою все почитает себя бедным, все боится обнищать и все желает и ищет больше и больше; он даже прямо называет себя иногда бедным! О, бездушное сребро, о, глупая страсть! Как вы сами доказываете свою безжизненность для сердца человеческого, <…> [31] каменную тяжесть.

Во славу Трех Странников, явившихся Аврааму (См.: Быт. 18), принимай трех братьев — родных братьев, заметь это: как и Три Лица Пресвятой Троицы совершенно родственны и, находясь друг в друге, принадлежат друг другу.

Собственными очами видел я прославленных нетлением и чудесами новгородских чудотворцев, святителей, преподобных и Христа ради юродивых, которые спаслись в исповедуемой мною вере — чрез молитвы и Таинства нашей Церкви; сам лобызал их скверными моими устами.

Помни, что малейшая привязанность к тленным благам есть лютая болезнь твоего сердца: и уймешься.

Совершенно предайся Господу во всех обстоятельствах твоей жизни, даже в посещении тебя гостями: они посещают тебя по допущению или по воле Промысла и траты твои на них Господь непременно вознаградит втрое больше. — Опыты на мне и на других, явно замеченные!

Когда грех лезет в душу негою, удовольствием, скрепи сердце твое чистою любовию к Богу. Почему сердцем любим?

Благодатпию утверждагпи сердца (Евр. 13, 9).

ПОЛЬЗА МОЛИТВЫ

Молитвами утренними и вечерними строится в благообразное здание и возводится к совершенству, скрепляется вся жизнь христианина. Сюда также относится и общественное Богослужение. Но надобно только, чтобы эти молитвы домашние, это хождение в храм Божий были искренни, разумны.

Презирати плоть, преходит бо. [32] Самую плоть свою, не только вещественные блага. Душа моя! Научись презирать вещество и уважать дух и его духовные потребности. — Восприими свое природное достоинство, свою власть над веществом.

Господи! Даруй мне относительно вещественных благ ходить в простоте сердца, не обращая на них усиленного внимания.

Господи! Даруй мне иметь должное уважение ко всякому человеку, посещающему часто дом мой; иметь доверенность к совести каждого.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь (Мф. 6, 11).

Основание на это: Бог не оставлял меня во все предыдущее время средствами к жизни, по с избытком подавал их; не оставит, следовательно, и на будущее время.

В шуринах ты должен видеть любезные черты любимой твоей жены, как бы ее саму.

Чтобы тебе искренно любить всякого человека, обрати внимание на то, как Господь любил всякого: Он обнищал для нас, душу Свою положил за нас и — Телом и Кровию Своею питает.

Слава Тебе, благопослушливый Владыко! Воззвал я к Тебе, и Ты услышал меня и в скорби распространил мя ecu (Пс. 4, 2) и возвеселитися с гостями моими даровал еси о имени Твоем за трапезою даров Твоих. Августа 28 дня 1860 г. Пастельсы<?> и Мария Казимировна.

Гордись, питая тленною пищею тела бессмертных душ человеческих. Скупость — диавольская глупость.

Горе вам, насыщенный ныне: яко взалчете (Лк. 6, 25). Питай других усердно от трапезы своей. Это уничтожит лишнее насыщение твое благами земли и преклонит в день оный на милость Владыку!