ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Телеграфы скоро сообщают с отдаленными местами и лицами, а вера — с Богом и святыми, которые для неверующих — далеки, то есть от сердец их. — Далече ты от утроб их.

Душа наша, ниспускаясь в вещественность, всегда чувствует тесноту, тяжесть; а возвышаясь горе — к Богу, всегда ощущает необыкновенную легкость и расширение своей жизни. — Опыт.

Руце Мои сотворили и создали тебя (Ср.: Пс. 118, 73). Я вложил в тебя дух — дыхание уст Моих, и как ты можешь иногда думать, что Я — не близ тебя? — Ббг вблизи. Аз есмь (Мф. 14, 27), а не Бог издалеча.

Чем чище сердце, тем оно способнее содержать в себе веру в Бога и святых Его и во все святое. Чем нечище — тем оно невернее. — Опыт ежедневный.

Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8) — не там только, в Царстве славы, но и здесь, на земле — сердечными очами, как и сущии во гробех [330] (то есть не в тех только [гробах], которые прах наш вмещают, но и души в гробах тел наших [живых], исполненных всякой нечистоты) (Ср.: Мф. 23, 27). Слышат и ныне глас Сына Божия и слышавше оживают духовно (Ср.: Ин. 5, 25).

Утешайся в скорбях и болезнях мыслию о будущих радостях, о будущем блаженстве, никогда не престающем, потому что как несомненны скорби и болезни, так несомненны будущие радости: они служат залогом их (будущих радостей).

Чем больше подкладываешь пищи огню, тем сильнее пламень; чем больше получает денег сребролюбец, тем сильнее его страсть воспламеняется.

Блаже и Щедре! Даруй мне силы принести Тебе преднамеренную в сердце моем жертву, жертву любви к Тебе и ближнему. — (Возложу надежду на Тебя: устрой Ты все во благо Сам.) +

Когда ты видишь, что вера Христова Православная с лишком 18 веков существует неизменно, при всей изменчивости, при всем непостоянстве сердец человеческих, подверженных страстям и в продолжение одного часа переменяющих свои направления, тогда вспомни, что это — есть дело Господа Бога, промышляющего о святой Церкви Своей; что сохранение веры в ее первоначальной чистоте и неизменяемости есть постоянное чудо Божие на земле. В самом деле чудное дело — как между людьми, коих свойство изменяться на день сто раз в своих мыслях и чувствах, вера хранится неизменною столько веков? Как, при всех нападениях вольнодумцев, она стоит непоколебимо?

Как, при всех яростных устремлениях волн своемыслия и кощунства, остается невредимою и недвижимою. Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16, 18). Без промышления Божия, предоставленная одним людям, вера христианская, как Церковь Божия, давно бы рушилась.

Когда диавол чрез око твое десное будет соблазнять тебя, нашептывая тебе, что такой–то ex tua familia multum edit et bibit [331], и сдавит сердце твое тяжелым камнем avaritiae [332], скажи ему: не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих (Мф. 4, 4) и о Хлебе Животном (Ин. 6, 35), который Сын Божий почти ежедневно предлагает мне в Своих животворящих Тайнах. А мне жизнь только и нужна: деньги, хлеб и все прочее настолько и нужны мне, насколько они доставляют мне жизнь; коль же скоро они служат орудием стеснения моей жизни, пищей смерти для души и тела моего — они уже не благо для меня, уже не необходимы для меня: я тогда должен бежать от них, или, по слову Спасителя, вся елика имам, продать и раздать нищим (Ср.: Мк. 10, 21). Также, скажем, с таким–то человеком я живу уже несколько лет: ужели он изменился в этом отношении к худшему только ныне?

Вот, ты издаешь свое сочинение: много ли будет читателей твоего произведения? А Слово Божие читает и перечитывает множество веков — весь свет; Творения святых отцов светят также всему миру несколько веков. — Боже! Тебе вручаю судьбу моего сочинения. [333]

Что значит во мне чувство радости после побеждения зла в моем сердце? Значит, что виновник зла не я только один, но, и особенно, диавол, который внутренно поборает меня.

Когда в сердце твое западет сомнение во время молитвы: услышит ли ее Бог, — тогда скажи себе внутренно: что имаши, егоже неси приял (1 Кор. 4, 7) от Бога? Если я — весь Божий и все у меня от Бога, то как же мне не надеяться быть услышанным от Того, Кто каждую минуту благотворит мне? Существо Бога моего — благость.