ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Жизнь души нашей от единого Бога (само собою, и тела): Ты — Един Жизнодавец.

Господь наш Иисус Христос может ли быть когда–либо без тела; может ли быть такая нелепость? Не может быть. (Где Иисус Христос, там непременно и — прославленное, нетленное, не ограничиваемое тесными пределами пространства и времени тело Его.) — Но Дух Господа моего Иисуса Христа, несомненно, присутствует везде; присутствие Его особенно чувствительно душе во храме и по причащении Святых Даров, с верою принятых в сердце; значит, везде присутствует и тело Его; но для осязательного нашего соединения Он благоволит творить видимое тело Свое — в Святых Тайнах. — Помни же, что Господь вечно и везде с телом Своим: и вот почему хлеб — Дух Святой творит Телом, а вино — Кровию Господнею истинно и существенно, так что в пресуществленных хлебе и вине истинно, действительно и существенно находится Господь Иисус Христос.

Сатана! Ты всячески хочешь лишить меня блаженства от единения с Господом. Проклятая тварь!!! [342]

+ Господь всего более благоволит представляться, именоваться и чувствоваться в нашем сердце как Благость. Представляй Его Благостию, зови — так же и сердцем веруй в Него как в Благость, чувствуй Его как Благость: и все существо твое усладится от одной искренней веры твоей в Него как в Благость несказанною сладостию: все. кости твои рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе в благости? (Пс. 34, 10.) — Опыт. (Якоже мати кого утешает, <и Аз утешу> вы… — Ис. 66, 13.)

…Из небытия все сотворил: ужели из существующего не может сотворить Себе тела…

Спаситель услаждает жизнь мою, а диавол — отравляет иногда и радостные минуты жизни, не говоря о минутах обыкновенных. — Но обманщик сатана! Мне ли унывать от твоих козней и от твоих разжженных стрел, мне, без числа испытавшему на сердце сладость Господню, помощь Его дивную? Только от неразумия я могу унывать от твоих стрел, льстиво на нас пускаемых [343].

Всемерно берегись и одного мгновения страстной привязанности сердца к чему–либо из земных, так называемых, благ, особенно — берегись но принятии небесных, Божественных, прение тых и животворящих Таин [344]. Ты многократно испытывал уже внутри себя огнь палящий после мгновений такой привязанности и всячески старался избавиться от него, не терпя его жгучести. Не будь же впредь врагом себе, не будь безумцем.

Господи, к кому идем? Глаголы живота вечна го имаши (Ин. 6, 68). В мире мы найдем только смерть духовную, у лукавого — тем больше.

Господи! Пречистая Матерь Божия! В Вас, в Вашем наименовании мы обретаем свой покой и свою радость; спасение наше, блаженство наше неразлучно с Вашим именем: о имени Вашем благо нам.

Когда хочешь сотворить крестное знамение на персях и утробе, чтобы прогнать гнездящегося в сердце духа лукавого, — прежде внутренно спроси себя: есть ли у тебя смирение, со смирением ли ты хочешь сотворить спасительное знамение или в тебе есть кичение, гнев или другие страсти? Без смирения (при смирении умолкают страсти) и Крест не спасет, не отгонит сопротивных сил.

Обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя (Пс. 49, 21). Я не дам тебе скрыть от себя или забыть грехов твоих, чтобы ты не мог беспреткновенно совершать новые, нет: Я обличу тебя и поставлю пред глаза твои грехи твои, ты увидишь их во всей их отвратительности; они будут мучить, терзать тебя — и ты невольно обратишь на них свое внимание; и заставлю тебя больше всего раскаяться в них от глубины души, и ты, стеня и сетуя, будешь умолять Меня о помиловании, обещая Мне более не согрешать.

Помни каждую минуту, что сердце твое должно прилепляться к Богу (Ср.: Пс. 72, 28), смотри же, чтобы оно не прилеплялось больше всего к кому или чему другому.

Потребляемую вещественность как нечто незначительное, служащее только для поддержания такого же вещественного тела, — достойно и праведно [345] пренебрегать, вменять за ничто, а потребляющих из–за потребляемого никогда не пренебрегать, но всегда почитать и согревать их в сердце любовию. Не безрассудно ли видеть в человеке страстную привязанность к вещественности и — <испытывать> нелюбовь, неприязнь, ненависть к человеку, существу нравственному (из–за вещественного)?

То самое, что ты не веришь, сомневаешься, отчаиваешься, — и есть причина страха: будь яко лев уповая (Ср.: Притч. 28, 1), и не убоишься.