ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Когда согрешишь против Бога и грехи твои будут мучить, жечь тебя: ищи тогда скорее Единой Жертвы о грехах, Вечной и Живой, и повергай свои грехи пред Лице Этой Жертвы. Иначе тебе нет ниоткуда спасения. Сам по себе спастись не думай.

Господь мог бы целый мир — небо и землю — сотворить Телом Своим, или, не творивши мира, вместо его создать Себе храм Тела, но только для тебя благоволил создать Себе подобное твоему тело, чтобы спасти тебя, и, сотворивши из ничего мир, творит только из небольшого вещества его Тело Свое для оживотворения тебя, оставляя миру быть тем, чем Он создал его. О благость и милосердие Божие! Мы — от плоти Его и от костей Его — по причине причастия животворящих Его Таин!

Диавол особенно злобно нападает на нас, когда усматривает, что мы хотим отстать от какой–либо страсти. О! Тогда он пускает все свои адские стрелы в душу нашу, возжигает ту страсть сильнейшим образом, делает ее особенно болезненною и, так сказать, неприкосновенною: одна мысль беглая о предмете страсти — и она возгорается болезненно в пае и начинает свирепеть, раздирая на части внутренности наши.

Все козни бесплотного врага клонятся к тому, чтобы похитить смирение и веру из сердца человека, и все вразумления Божии клонятся к тому, чтобы глубже насадить в сердце человека смирение, веру и любовь к Богу. Для этого — искушения, для этого — попущения диаволу строить над нами козни.

Сила, чудно всем управляющая в мире вещественном, в душах человеческих является совестию (как у существ разумно–свободных), зло — как беспорядок наказывающею и отсекающею, а добро — как порядок награждающею и распространяющею. Всякую розгу о Мне творящую плод, отребит, да множайший плод принесет (Ин. 15, 2).

NB. Благодарение Владычице, молитвами Своими избавившей меня от мучений страсти и от пьещи диавольской, седмерицею разжженной [371] (Ср.: Дан. 3, 19).

Богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61, 11). Не прилепляйся сердцем не только к богатству, но и ни к чему земному: сердцем прилепляться нужно только к Господу Богу. Сердце — то же, что душа, а дух к сродному себе началу должен стремиться, а никак не к тому, что ему вовсе не сродно. Это — заблуждение, болезнь духа.

Бог, как Любовь, не может быть без Сына и Духа — и вот Он прежде всех родил Сына чрез Святого Духа, как человек рождает слово чрез дыхание: Троичность, чуждая всякой сложности. Единое Существо, Единый Бог.

Просишь ли о чем Бога в молитве? — Проси всем сердцем. Славишь ли, благодаришь ли — славь и благодари всем сердцем, чтоб не двоилось оно между Богом и чем–либо другим. Люби также Бога всем сердцем а всею душею (Ср.: Мф. 22, 37): недаром сказано — всею; не многие молятся Богу или любят Бога всею душою и всем сердцем. Бог, зрящий на сердце, видит, что большая часть людей только устами чтут Его, а сердцем далеки от Него.

Нынешний мир кланяется телу златому, то есть деньгам: везде стремление к корысти. Значит, он идолопоклонствует.

Господь преложил огонь в росу для еврейских отроков (См.: Дан. 3, 49–50). [372] Так как кроме вещественного огня бывает еще и духовный огонь — огонь, возгнещаемый [373] сатаною и аггелами его в душе нашей (и нашею грешною плотию, например, огонь страстей), то Господь часто прелагает и этот сатанинский огонь в росу благодати Своей, прохлаждающей нашу душу от палящих страстей. Для отроков Своих — для служащих Ему верою и добрыми делами людей — Господь именно прелагает огонь, в душах их свирепеющий, в росу.

Три духовные силы явно различаю я в душе: я, противящийся, противник мой, с коим я борюсь, и Тот, для Кого я борюсь.

Есть ли теперь мученики? — Борющиеся со страстями — мученики.

<…> [374] всю надежду свою возложи на Господа касательно домашних потребностей и ни едино же попечение имей. — Имение раба Божия хранит Господь. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1). — Итак, боязливость насчет имения — безрассудна.