ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

У тех, которые всегда искренно молятся Богу, лицо просвещается светом Божиим и имеет необыкновенную приятность и привлекательность.

Отнюдь не давать причастия тем, кои не говорят ничего или отвращаются по сатанинскому упорству.

Сам по себе человек беден обилием благих и светлых мыслей, они приходят ему отвне: помолись Господу, и они налетят, как крастели [34], и наполнят в бесчисленном множестве главу твою.

Одебеле бо сердце людий сих (Ис. 6, 10)у. Мы привыкли ото приписывать только иудеям, но эти слова вполне идут и к нам; равно как и слова: ушима тяжко слышаиш, и очи свои смежиша (Ис. 6, 10) (то есть духовные уши и очи).

Сон. Я видел мост над широкою черною пучиною реки; не очень широкий, но гладкий, покатый, скользкий и с разными необыкновенными крутизнами. Многие шли по нему, и одни переходили на другую сторону реки, а другие — крайне затруднялись и были угрожаемы опасностию низвергнуться в реку; я лежком пополз, но едва не свернулся в реку, да и другие сзади мне препятствовали, по причине тесноты множества людей, свободно переправиться. Я едва не висел уж телом над пучиною; сердце уже замирало; наконец каким–то счастливым случаем я попал на узенький мост, где было весьма мало идущих, и здесь я беспрепятственно и быстро перелетел почти чрез единственную доску, составлявшую мост: очевидная опасность и боязнь утонуть в бездне придали мне силы. — Узкий мост — узкий путь к Царствию Небесному.

Духа не имуще, и суть телесни (Ср.: Иуд. 1, 19). Много есть и ныне таких.

Чудесно Господь мой зачался и родился от Девы; чудодействовал как Бог на земле и как чудодействующий Бог воскрес из мертвых и вознесся на небеса; призывается нами как Бог и человек и, как вездесущий Владыка всего, является на помощь к нам; чудесно предлагается и ныне в пищу и питие действием Бого–Отеческого Духа.

Оставите детей приходити ко Мне и не браните им: тацех бо есть Царствие Божие (Мк. 10, 14). По отношению к твоим прихожанам это значит: оставь их приходить в церковь за Его образом и в крестном ходе брать Его в дом для освящения их дома и не огорчайся на них, когда они за это не вознаграждают должным образом: тем более, что ты не знаешь, кто сколько может дать; и усердие во всяком случае к Спасителю похвально, и нужно об этом радоваться. Кто берет из церкви на дом какой–либо образ, тот как бы дитя простое: он видит в образе верою то Лице, Которое написано на иконе, и верует получить великую благодать от Него. Премудрые века сего считают юродством — брать образа из церкви и носить их на дом.

У греха длинный и тяжелый хвост.

Когда согрешишь и грех будет внутренно теснить и жечь тебя, прославляй тогда правду Божию и говори: слава Тебе, Боже, Праведный Наказателю мой; буди за все слава Тебе — слава и за наказания Твои мне, грешному; слава Тебе, яко не оставлявши мя во гресех жити, но, наказуя сердце мое стрелами огненными, жпсши грехи мои от сердца моего.

Причастился я сегодня с верою: и грехи мои како воск растаяли [35] от Святых Таин.

Иван Михайлович Никольский<?> замечательная личность из духовного звания: его глубокое благочестие, совершенное беспристрастие к земным вещам, искренняя любовь к людям, кротость и необыкновенное смирение; обидевшим его был от него один всегда ответ: спаси тебя Господи! Около детей ходил и занимался ими как мать, с великою нежностию, постоянством и молитвою.

Проси как сильно нуждающийся.

Смерть в нас действует, а живот в вас (2 Кор.