ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Жизнь души моей, Жизнь сердца моего; Душа души моей, Сердце сердца моего — Христе.

Господи! Даруй мне быть Христофором [49] или Игнатием Богоносцем!

Если при мне постоянно злой дух, то не тем ли более — постоянно при мне добрый Ангел, мой Ангел–хранитель? Ужели злоба сильнее благости?

Живая вода души моей, Христе, не остави меня. Источниче жизни моей! Не покинь меня (Ср.: Иер. 2, 13).

Теплота молитвенная в сердце свидетельствует о том, что в тебе есть Дух Святой, Которым мы молимся и священно научаемся молитве истинной.

Всякая добрая мысль предполагает в нас доброе высшее начало, священно научающее нашу душу. Это очевидно из того, что в нас часто как будто скрывается куда–то всякое добро и мы тщетно усиливаемся вместить в сердце то, что прежде было как бы его достоянием — потому что в сердце бывает почти одно зло. Как истинны слова Апостола: что имаши, егоже неси приял (1 Кор. 4, 7) (всякой светлой, доброй мысли, всех естественных даров)? Аще же и приял ecu, что хвалишися яко не приемь? (1 Кор. 4, 7.).

Мы замечаем в себе борьбу веры с неверием, доброй силы с злою, а в свете церковности — с духом мира. То же самое видим и в целых обществах. [50] Там по духу различите вы явно две противоположные стороны — сторону света и сторону тьмы, добра и зла, церковности, религиозности — и светскости и безверия. Знаете отчего это? От борьбы двух противоположных сил: силы Божией и силы диавольской. Господь действует в покорных Себе сынах, а диавол — в сынех противления духа (иже ныне действует в сынех…) (Еф. 2, 2). Обязанность отсюда каждого. Да и я чувствую в себе нередко борьбу двух противоположных сил. — Когда я стану на молитву, то иногда злая сила давит мучительно и погружает мое сердце, чтобы оно не могло возноситься к Богу.

Пресветлому Божеству люди молятся в каком–то сердечном тумане, редко светло.

Для чего Господь часто преподавал мир, говоря: мир вам? (Лк. 24, 36.) Для того, чтобы ты знал, что когда у тебя на сердце мир во время ли молитвы, после ли ее или после исповедания грехов твоих и причащения животворящих Таин, тогда с тобою Господь. Господь с тобою преискренне в Тайнах: ухватись за Чашу, как за ноги Его, и моли Его о всем, что нужно.

Если усумнишься когда–либо в Боге или в догмате Пресвятой Троицы, вспомни краткое церковное славословие: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу всегда ныне и присно и во веки веков — и подумай, что ты значишь с людьми всех веков, из коих бесчисленное множество великих и богосветлых умов, которые все сердечно, единодушно воссылали славу Триединому Богу.

Так как Творец и Бог наш един — то Он все сближает и объединяет, и для верующей души нет ничего отдаленного, чего не мог бы Он верою приблизить. Хочешь беседовать, не говорю с Богом, Который везде, а с вышними премирными Силами — Херувимами, Серафимами, Престолами, Господствами, Властями, Силами, Началами, Архангелами и Ангелами? Можешь. Они будут тебя, по молитве твоей, наставлять, просвещать, укреплять в вере. Или — со святыми преставльшимися? Можешь. Они с тобою по первому всесердечному призыву, особенно Пресвятая Дева Богородица, Пребыстрая Заступница наша. Та неизреченно совокупившаго небесным Христе земная, и едину Церковь совершивши Ангелом и человеком, непрестанно величаем. [51] Глава — Христос у Ангелов и человеков. Что же не близко нам при такой Главе? И как близок к нам Сам Глава, чтобы всегда слышать нас? — И опытом уверяемся, что слышит; как и святые слышат.

Господь имеет полное уважение к созданной Им природе и ее законам как произведению Своей Бесконечной, Совершеннейшей Премудрости. Посему и волю Свою совершает обыкновенно чрез посредство природы и ее законов, например, когда наказывает людей или благословляет их. Чудес потому не требуй от Него без крайней нужды.

Господь имеет высокое уважение, особенно к делам рук Своих, одаренным разумом и свободною волею, то есть к Ангелам и святым человекам, и чрез них, как чрез достойные орудия, действует к нашему освящению и спасению. Посему не говори: я обращаюсь всегда прямо к одному Богу с моими нуждами, с моею молитвою. Иногда тебе надобно обратиться и к святым Его орудиям или органам. Сам Господь не хочет, чтобы оставались праздными в деле нашего спасения святые храмы Его благодати, Его Божественного Духа.

Как птенцы под крылами кокоша, так весь мир — под крылом Господа: все Ангельские Соборы, все человеки, все неразумные животные, все вещественные миры. Всех и все Он просвещает -— одних умным, других вещественным светом, всех согревает — одних духовною, других вещественною теплотою, и как кокош слышит пискания и вздохи находящихся под ним птенцов, так Господь слышит и наши тайные вздохи, наши молитвы, наши славословия, видит все наши нужды. Покрый нас кровом крилу Твоею! [52]