ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Единство законов ума и сердца у всех людей, единство стремлений сердца к Невидимому Богу доказывает разительнейшим образом происхождение их от Единого Всесовершенного Духа Бога и от единой четы первых человеков. Все люди как один человек. И вот где основание — любить всех как себя.

Бог как древо, а люди как листья. Древо стоит твердо и непоколеблемо, а листья опадают каждую осень. Аз еемь лоза (Ин. 15, 5).

Есть Господь на месте сем, аз же не ведех (Быт. 28, 16).

Вем твоя дела (Откр. 2, 2).

Душа моя тому живет (Пс. 21, 30).

Теплота сердца — знак присутствия благодати Святого Духа.

Понеже умолил Мя ecu (Мф. 18, 32). Всеправедный позволяет умаливать Себя — преклоняется на нашу молитву как <на> подвиг.

Якоже Аз, Отче, в Тебе, и Ты во Мне, да и тии в Нас едино будут (Ср.: Ин. 17, 21) (чрез Причащение). Вот величайшее Таинство христианской веры, вот конечная цель ее, вот торжество ее!

Покров Пресвятой Богородицы. Молясь Божией Матери или святым, вы иногда думаете: слышит ли вас Небесная Царица. Вот пример, что Она слышит и является на месте молитвы. Общая молитва особенно преклоняет Ее на милость и подвигает к заступлению: житие Константина. Но и на частные сердечные молитвы нисходит: Сергий Радонежский. Где пламенная молитва — там небо и там Бог с небесными Силами и со святыми Своими. Пример: Покров Богородицы, явившийся в храме с небесными Силами и со святыми. — Призывайте же, православные, несомненно Владычицу всех. Она везде слышит.

Наше дело по готовым правилам спокойно действовать, а Бог все как бы играя, манием Своим совершает. Так человек бросает в подругу свою семя свое, как земледелец семя в землю, и семя прозябает и растет, якоже не весть он (Мк. 4, 26, 27); егда же прозябнет и плод сотворит, абие Господь природы посылает серп, яко наста жатва (Ср.: Мк. 4, 29). Человек, как всякий знает, нисколько не участвует в развитии и образовании семени в женщине, как и в самом рождении, все творит без нас Господь манием Своим. Так и при совершении таинств священник читает молитвы, совершает известные видимые действия, а остальное — невидимое, главное совершает Сам Господь манием Своим неотложно. Например, в Крещении священник читает готовые молитвы, совершает действия заклинания, крещения, миропомазания, постриже ния, а Господь творит все, о чем священник молится, — прогоняет из младенца бесов, дарует ему другое, духовное рождение, утверждение в православной вере и избавление от лукавого и всех начинаний его. Важное лицо — священник, особенно достойный священник. Я, грешный, не достоин этого высокого сана.

Это же надобно сказать о величайшем Таинстве Тела и Крови Христовой. Священник по готовым молитвам молится и совершает известные действия, а Господь, как бы потешаясь Своим всемогуществом и Своею безмерною любовию, самым обыкновенным для Него образом творит из хлеба и вина Свое Пречистое Животворящее Тело и Свою Божественную Животворящую Кровь во очищение грехов наших и в преискреннее приобщение с нами, которых Он столько возлюбил. — Слово Его — самое дело. Реме, и быша: повеле, и создашася (Пс. 32, 9).

Корнилие! Молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога… И ныне поели во Иоппию мужей и призови Петра… Той речет тебе глаголы, в нихже спасешися ты и весь дом твой (Деян. 10, 3–6). Корнилий творил милостыню, и Бог сотворил с ним милость; Корнилий подавал милостыню вещественную, Бог послал ему милость духовную; Корнилий — временную, Бог — вечную; Корнилий многим подавал милостыню, за то весь дом его и спас Господь: спасешися ты и весь дом твой (Деян. 10, 6). Какое сокровище — милостыня! Какую богатую милость привлекает она от Господа! Ей, блажени милостивии: яко тии помиловали будут (Мф. 5, 7). — Аминь. Ты подаешь милостыню, а Бог готовит тебе помилование вечное. Кто же не устремится с усердием на дела милости? — Милостию приобретайте от Бога милость.

Еда не может рука Господня спасти? Или отвратил есть Господь слух Свой, еже не помиловати? (Ср.: Ис. 59, 1.) — Всегда Господь всесилен. Зачем же ты малодушествуешь? Терпи мужественно. Господь предает тебя диаволу и оставляет тебя тебе самому для того, чтобы ты познал свою духовную нищету без благодати Божией, без которой ты не можешь исполнить даже самой легкой, естественной обязанности по Писанию: любить своих родителей (См.: Исх. 20, 12, Мф. 15, 4). Научись же прибегать во всем к милосердию Божию и будь всегда уверен, что без Него нет у тебя силы душевной, а весь ты — одна немощь и страдание, нет мысли светлой и святой, нет чувства доброго, нет воли на добро и ты делаешься мертвецом духовным. Познай величие Божие и свое ничтожество. Берегись тени гордости. Будь смиренномудр.

О НАДЕЖДЕ