ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Когда молишься Господу о даровании тебе небесного блаженного воскресения и Небесного Царствия со святыми, молись об этом так же, как о самом обыкновенном для Господа деле, хотя для тебя оно и несказанно велико и хотя ты сам и не заслуживаешь его: Небесное Царство уготовано избранным давно — от сложения мира (Ср.: Мф. 25, 34), и оно, так сказать, ожидает своих насельников и обитателей. — Оно — дело благости возлюбившего нас до Креста и смерти Владыки нашего Господа Иисуса Христа и стяжавшего нам вечное царство на небесах пречистою Своею Кровию. Недостойны его мы, но достоин его бесконечно Господь наш, Богочеловек Христос Иисус. Он–тο и совводит нас с Собою, как Глава Свои члены. Так велико и тесно Его общение с Церковию, что Он с нею как бы единая плоть. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф. 5, 32).

Священнику. Когда служишь какую–либо священную службу, имей смиренное настроение мыслей и сердца и будь мысленно ниже всех чтений, молитв, славословий и священных действий, совершаемых в храме или в частном доме. Почему? Потому что слова чтения или молитв, славословий и священных действий принадлежат по началу своему или 1) Самому Господу Иисусу Христу, или 2) Его Апостолу, или 3) святым и великим отцам Церкви, которым ты недостоин отвязать ремень сапог их (Ср.: Мк. 1, 7). Никогда не дерзай мысленно равняться с ними, тем больше — мысленно стоять выше их и таким образом осквернять себя диавольскою гордостию, которая всегда убивает нашу душу — ведомо или неведомо для нас. Научись смиренно ходить пред Господом и стяжешь драгоценный покой сердца.

Пред всеми людьми будь также как можно смиреннее: никого не почитай малым и ничтожным, хотя бы, по мнению народа, он был самый последний в обществе. Ко всем будь ласков, кроток, почтителен. Смиряй себя пред всеми, и пред всеми вознесет тебя Господь. Всяк бо возносяйся сми рится, и смиряяй себе вознесется (Лк. 18, 14).

Как мы смотрим на того человека, который говорит с нами и не обращает на нас по небрежности внимания своего? У нас не лежит, как говорится, к нему сердце, и, как он не обращает на нас внимания, так и мы не считаем долгом с полным вниманием выслушивать его и с благорасположенностию к нему исполнять его просьбы. Так рассуждайте и о человеке, молящемся Богу. Когда он молится Богу небрежно и не обращает внимания на Его присутствие, тогда и Бог, оскорбляемый невниманием и неблагодарностию его, не приклоняет уха Своего к молитве его (Ср.: Пс. 85, 1) и не исполняет прошения его: потому что он недостоин такой милости Божией.

О молитве. Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть (Евр. 11, 6). Кто приступает молиться Богу, тот должен однажды навсегда крепко–накрепко утвердить веру в Бога, что Он действительно есть. — Показать из Священного Писания, из церковных молитв, из опытов молящихся, что Бог есть. Бог наш — творяй чудеса (Пс. 76, 14–15) [60]; Он сказал громогласно в людях силу Свою. Как сказал? Различным образом. — Проследить вкоротке чудеса Ветхого Завета, Нового Завета. Как скоро Он отвечал на молитву Захарии, Богочеловека Иисуса Христа, Апостолов, Корнилия. В Ветхом Завете — молитвы Авраама, Исаака, Иакова, Давида (псалмы его), матери Самуила, самого Самуила, родителей Сампсона, Соломона (премудрость), Сираха, Иова.

Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Помни эти слова Господа и без Него не почитай себя нигде безопасным, ни в какую минуту. Приучись выну [61] зреть ко Господу (подобно Давиду), который говорит: очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои (Пс. 24, 15). Старайся не быть один без Господа ни на одну минуту, но всегда с Ним: и тогда будет для тебя великая безопасность.

О, как много вреда делает привязанность к богатству! Препятствует мне любить Бога и ближнего и душу мою стесняет и убивает! — Господи! Помилуй мя и избави мя от лести богатства. Лесть богатства и силу Слова Божия подавляет в сердце! Вон какой громадный вред от него!

Ты священник: тебе больше всех надобно мудрствовать о горнем. Что же ты не мудрствуешь гор няя? (Ср.: Кол. 3, 2.) Приучай ум свой ежедневно обращаться к горнему, жить в горнем, созерцать горнее и питаться горним. Попирай земное при помощи Господа Иисуса Христа, влекущего всех нас в горнее Крестом Своим и спасительными Своими Таинствами.

Когда всезлобный враг — диавол но Божию попущению не дает и не даст тебе заснуть всю ночь, смущая и стесняя дух твой, то не раздражайся этим, хотя и очень досадно — не спать, когда время спать, когда хочется спать и когда все спят. В допущении бессонницы скрывается милость Божия твоей душе: Бог предает тебя диаволу на измождение плоти, да дух спасется (Ср.: 1 Кор. 5, 5). Заметь, что бессонница случается преимущественно, если не исключительно, тогда, когда плоть твоя была особенно упитана днем или когда ты оставался день без дела, по крайней мере, без серьезного, требующего трудов и усилий дела; когда ты не утомился продолжительною прогулкою, словом, когда плоть твоя не потрудилась достаточно днем. И что было бы, если бы не измождать ее бессонницей? — В ней быстро выросли бы семена зла и ввергли бы душу в великие грехи. Плоть, обильно и разнообразно питаемая и угождаемая, сильнее и сильнее воюет против спасения души, сильнейшие ставит препятствия к добродетели, крепчает в страстях своих. Итак, благодари Господа, когда Он предает на измождение сатане и между прочим бессоннице плоть твою. Это делает Он для того — да дух твой спасется в день Господа нашего Иисуса Христа (Ср.: 1 Кор. 5, 5); да ослабит Он плоть, начинающую брать или уже взявшую перевес над духом. Ты сам знаешь, что накануне нынешней ночи (9 июня) днем, когда ты сытно и изысканно пообедал на поминках, почувствовал потом в сердце действие сильной страсти, и она долго и особенно назойливо мучила тебя так, что была нужда поизмождать лукавую многопопечительную плоть. — Ей, так! И так благодарение и слава Тебе, Всеблагий Строителю спасения моего! — Аминь.

Будет ли на дереве или на стебле цветочном цвет без теплоты и влаги? — Не будет. Произрастит ли человек цвет добродетелей без росы благодати Божией, без теплоты веры и любви, подаваемой Духом Святым? — Нет. — Что растение без солнца и дождя, то душа человеческая без Солнца правды (Мал. 4, 1) — Христа и росы благодати — Духа Божия.

Юноши благочестивыя, пещи огненней приобщившаяся, шумящ дух росный невредимы сохрани. [62] — Так Дух Божий и всех изымает нас от огня страстей.

Для чего нередко и умного, образованного, навыкшего говорить и писать хорошо человека поражает необыкновенная тупость ума и невозможность смыслить и связать дельно несколько мыслей, или отчего часто ничто и в голову не идет и ты остаешься пуст, бессмыслен? — Все это для того, чтобы вразумить нашу ученую, кичливую гордость в том, что мы не имеем ничего своего, ни даже мысли хорошей, а — все Божие. Что имаши, егоже неси приял? (1 Кор. 4, 7.) И без Его помощи и благословения не можем, в области веры особенно, и помыслити что доброе от себе, яко от себе, но доволство, но способность наша от Бога (Ср.: 2 Кор. 3, 5). Если пошлет Господь светлую мысль— примем, разовьем ее. Нет — останемся ни с чем. Вдохновение. Как его желают и светские писатели!

Что иное — настоящая книга моя, как не Божие дарование. Комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова (Еф. 4, 7).

Священнику. Ты по опыту знаешь, что един Господь может управлять сердцем твоим ко всякому духовному благу, — потому, когда идешь служить, молись Господу: управи, Господи, сердце мое к незазорному, благоплодному служению Тебе. Аминь.