ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Заметка о растениях. В растениях очевидны:

1) Премудрый Ум, проглядывающий во всех частях растения; 2) Сила, оживляющая, скрепляющая и содержащая в надлежащих отношениях все части растения и 3) всемогущество, с которым Бесконечная Премудрость видоизменяет само по себе безобразное вещество, с такою легкостию заставляя служить<?> его бесконечным намерениям и целям Своим. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи! (Пс. 103, 24.) Яко удивися разум Твой от мене! (Пс. 138, 6.)

Как в отдаленном расстоянии находящиеся предметы на земле, хоть они и большие, но если не отражается в них солнце, издалека не видны вовсе, а если отражается солнце, то бывают видимы всеми и издалека, даже и те, которые малые, — так и между людьми. Те, в которых не отражается Своими совершенствами вечное Солнце правды (Мал. 4, 2) — Бог, бывают заметны только на близком расстоянии для весьма немногих; а если отражается в них Солнце правды — тогда всеми бывают видимы издалека, все прославляют их, люди всех мест и времен. И одни из них (святые) сияют как солнце, другие как луна, иные как звезды (Ср.: 1 Кор. 15, 41).

Если каждое лето по необходимому какому–то закону Бог одевает такое бесчисленное множество разнообразных дерев, трав и цветов, то оденет и меня по тому же закону, не забудет, если не буду празден… Если ежедневно питается у Него такое бесчисленное множество тварей и все они сыты, то буду напитан и я, не буду забыт. Зачем же излишние заботы о пище и одежде? Промысл печется обо мне. Видел и вижу.

Рассматривая тварей Божиих и видя бесконечное множество их, я вижу себя превознесенным над всеми сонмами их образом и подобием Божиим, разумом и свободою, способностию рассматривать умом моим всех их и удивляться в них премудрому и всеблагому Творцу. О! Как возблагоговею я пред Творцом моим! О! Как почтенны должны быть для меня виновники моего бытия — отец мой и мать моя! Они дали мне бытие во времени — для времени и вечности; ввели меня по воле Бога, создавшего меня во утробе матери, — в великолепный чертог мира для того, чтобы в определенное время Творец ввел меня в чертог небесный!

Священнику. Тут без меня дело делается, гут меня не спрашивают. Да, без меня творит Господь дела всемогущества Своего или чудеса Свои, как и сотворил меня без меня. Так на молитве, так и в таинствах.

Государство или какое–либо общество есть тело. Как в теле все члены вместе и каждый порознь поставлены на своем месте Богом, так и в теле общественном каждый поставлен на его месте Богом; также и собственные дела каждого бывают причиною того или другого места.

Соединись со Мною и оставь тленное земле, чтобы в соединении со Мною наслаждаться тебе бесконечными благами.

Что мать для детей, что добрая жена для мужа — то Ангел–хранитель для человека–христианина в духовной жизни.

Труды брата не должны быть оставляемы без благодарности, чтобы и твои дела Бог не оставил без награды.

Таинства — тело и душа, обряды — тело и душа, слово — тело и душа, молитва — тело и душа — все в параллели с телом и душою человека. Как же некоторые хотят, чтобы не было обрядов, или форм таинств, или внешнего Богослужения? — Они отнимают тело у человека.

Господи! Некпижныя мудрости паучивый, рыбари богословцы показавьш, [89] Душе дарований, Душе, Иже егда, вселишися в кого, твориши того глаголати величия Божия и всего претворяешь, возращаешь, восперяешь, устрояешь горе, прииди и вселися в мя, очисти сердце мое от всякая скверны [90] и глаголи усты моими, якоже во апостолех Христовых; научи мя, по словесем Христовым, яже подобает ми рещи людем (Ср.: Еф. б, 20; Кол. 4, 4), собирающимся в храм сей и в нем предстоящим и молящимся. Благоволи, Господи, мною, недостойным рабом Твоим, научити их, о чесом и како молитися подобает (Ср.: Рим. 8, 26).

О посте. Предупреждаем вас, что в пост встретят вас особенно внутренние и внешние искушения, может быть очень для вас тяжкие: не смущайтесь этим. Враги невидимые бывают особенно злобны против нас, когда видят нас на пути веры и благочестия, и стараются ставить нам препятствия разными искушениями. Не воздыхайте о мясах.

Это — мерзость Господу. Никтоже возложь руку свою на рало (Лк. 9, 62)… Никто, с удовольствием часто помышляющий о скоромных блюдах во время поста, не получит от него пользы.