ДНЕВНИК ТОМ II. 1859-1860. БОГОПОЗНАНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ, ИЛИ ВНУТРЕНЕЕ СВЯЩЕННОНАУЧЕНИЕ ОТ СВЯТОГО ДУХА

Когда говорится внутреннему человеку (Ср.: 2 Кор. 4, 16) [98]: востани, спяй, и воскресни от мертвых (Еф. 5, 14), тогда разумеется действительный сон, весьма похожий на обыкновенный телесный сон; так же, когда говорится: душе моя, востани, что спиши, — разумеется действительный сон души, а не говорится только иносказательно. Когда спит тело, оно расслабевает отвсюду и становится нечувствительным: так и душа, спящая греховным сном, расслабевает в своих силах и бывает нечувствительна ко всему, что касается веры, надежды и любви. Говори ей, например, что Сын Божий сошел для тебя на землю и стал Человеком, чтобы спасти тебя от вечной смерти, толкуй ей о спасительном учении Его, о чудесах Его, о страданиях Его, о смерти крестной, о воскресении и вознесении на небо, о втором пришествии Его — она не вмещает этого, не чувствует величия благодеяний Божиих, спит, совершенно спит для веры, надежды и любви. Не страшится она Судии Праведного, будущих мучений, червя неусыпающего, огня неугасающего (Ср.: Мк. 9, 44, 46, 48). Спит — не слышит, не видит, не чувствует. Замечательно, что и сон телесный начинается от сердца: сердце засыпает прежде всего, потом и тело. У спящего очи закрыты и не видят, уши не слышат, и у души, спящей греховным сном, тоже, а душа всегда должна зреть сердечными очами, даже во время сна, по писанному: аз сплю, а сердце мое бдит (Песн. 5, 2).

Всякий, кто принимается исправлять других, должен помнить, как Господь долготерпеливо исправлял его самого и продолжает исправлять всю жизнь, чтобы без меры не раздражаться на согрешающих и не наказывать их беспощадно, а с кротостию и любовию.

Подвижнику нередко придется проклясть себя, свое сердце, которое часто всеми силами противится собственному благу и не возносится искренно к Богу. Окаянен аз человек, скажет он, кто мя избавит от тела смерти сея (Рим. 7, 24). Не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю (Рим. 7, 19).

Радуюсь и благодарю Бога, что зло во мне всегда и неизбежно наказывается. Того оно и стоит. Слава Всесвятому и Всеправедному Владыке живота моего. [99] — Это вернейший залог вечных мучений, уготованных нераскаянным грешникам. Радуюсь и благодарю также Бога, что всякое добро мысленное или делом совершенное внутренно по крайней мере всегда награждается. — Это вернейший залог будущего блаженства нескончаемого.

Молиться тебе — полдела, потому что, чего ты хочешь получить в молитве, Бог несравненно больше тебя самого желает того тебе. Молись же с верою и надеждою. Надо так молиться, чтобы Господь мог сказать о нас, молящихся: се, воистинну Израилтянин, в немже льсти несть (Ин. 1, 47); се, истинный поклонник, кланяющийся Отцу духом и истиною (Ср.: Ин. 4, 23). А как молиться духом и истиною? Надо гореть духом на молитве и искренно говорить слова молитвы. Положим, что ты молишься так: да исправится молитва мояяко кадило пред Тобою (Пс. 140, 2). Желаешь ли ты, действительно, искренно, чтобы молитву твою Господь исправил, как легкое и быстрое восхождение кадильного фимиама (чтобы молитва твоя восходила легко)?

Если луна от солнца просвещается, будучи сама темна, то не просветятся ли, яко солнце, праведники в Царствии Отца их (Ср.: Мф. 13, 43) Небесного — от неприступного Его света (1 Тим. 6, 15)? Ангелы — светолитием вечно сияют и суть вторые светы [100] по Боге — от того, что предстоят всегда Божию престолу и отонудными светло стъмиоблиставаются. [101]

Зная, как всезлобен диавол и как являет на тебе, в сердце твоем злость свою, паля его нещадно, всемерно бегай всякого вида злобы, ни даже из–за самых по–видимому справедливых причин. Будь совершенно незлобив. Господи, помози! Только диаволу свойственно злобиться на всех; а рабу Христову — должно быть ко всем благим.

Не откладывать покаяния со дня на день: бесплотный враг все силы свои употребляет на то, чтобы воспрепятствовать истинному покаянию и свести человека во ад. — Опыт. Я до последней недели отложил говение, и пред покаянием враг связал мои душевные силы.

Не давай и на одно мгновение останавливаться в сердце своем какому–либо греховному (страстному) движению. За мгновение придется заплатить многими часами мучений. [102]

Вообрази в сердце Христа — и тебе будет очень хорошо в жизни, и чаще воображай Его (написуй Его) духовно в сердце твоем, как Мир, очищение грехов и сладость духовную, как Радость, как Кротость, как Свет духовный, как Любовь, как Истину. Но избави тебя Бог, чтобы в сердце твоем вообразился диавол — чрез разные страсти: чрез злобу, чрез зависть, скупость и другие страсти, также — чрез ложь, чрез сомнение, неверие, боязливость и уныние сердца. А диавол именно воображается чрез эти страсти и сердечные возмущения. — Потому всячески держись веры, любви, мира, беспристрастия к земному.

Преходящее преходить и должно, по непременному вечному закону. Но хорошо преходящим приобретать любовь Непреходящего, Вечного (то есть Бога или души человеческой). Разумей, яже глаголю (2 Тим. 2, 7).

Господь мой не имел, где главы подклонити (Ср.: Мф. 8, 20), и презирал земное, ничего не имевши и живши от подаяний других. А я что? — Иди за Христом. Крест Его влечет тебя на небо.

+ Смиренномудрие — когда все выше меня и я ниже всего, даже своих собственных сил и способностей, пред которыми я благоговею как пред даром Божиим.

Тесть мой, свояченицы и свояки — орудия Божией ко мне благости. Всячески их береги.