Свящ. Василий Адаменко Требник на русском языке

Затем диакон возглашает: «Будем внимательны». Священник: «Мир всем». Поется прокимен 6 гл. «Блажен путь, по которому ты, душа, идешь ныне, ибо тебе приготовлено место упокоенияСтих: «Возвратись, душа моя, в покой твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя»(Пс. 114; 7).

Диакон: «Премудрость». Чтец: «Чтение из послания святого Апостола Павла к Фессалоникийцам»: «Братья, не хочу оставить вас в неведении об умерших, чтобы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо это говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при возгласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, к встрече Господа на воздухе, и так всегда с Господом будем»(I Фес. 4; 13 — 11).

Священник: «Мир тебе». Чтец: Аллилуйя б гл. Стих: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил»(Пс. 64; 5). Священник: «Чтение святого Евангелия от Иоанна»(5; 24 — 30): «Сказал Господь Иисус Христос пришедшим к Нему иудеям: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат голос Сына Божия, и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия; и выйдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли Пославшего Меня Отца».

Диакон — ектению: «Помилуй нас, Боже…» (стр. 84).

Затем священник — предстоятель, подойдя к гробу, громко произносит: «Боже, Создатель невидимых духов…» (стр. 84). После зтого прощаются с умершим при пении следующих стихир 2 гласа: 1 «Приидите, братья, и, принося благодарение Богу, дадим последний поцелуй умершему. Вот он ушел от своих родственников и спешит в могилу, уже не заботясь о земной суете и о многострадальной плоти. Где теперь его родные и друзья? Сейчас мы с ним разлучаемся. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его». 2. «О, какая разлука, братья, какой плач, какое рыдание в настоящие минуты. Приходите же целуйте его, недавно бывшего с нами. Он отдается могиле, покрывается камнем, поселяется во тьме, погребается с мертвыми. Он разлучается в эту минуту с родными и друзьями. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его». 3. «Ныне разстраивается все лукавое торжество житейской суетности: дух ушел из своего жилища и глина почернела; сосуд разбился, он безгласен, безчувствен, мертв, недвижим Провожая почившего в могилу, помолимся Господу, чтобы Он дал ему вечное упокоение». 4. «Что наша жизнь?. Поистине — цвет, дым, утренняя роса. Вот, приходите посмотрим пристально на могилы: где красота телесная? где юность, где глаза, где стройность тела? Все высохло, как трава; все обезображено. Приходите же, со слезами припадем к стопам Христа». 5. «Разлучение души с телом есть великий плач и рыдание, великий стон и страдание. Кратковременная человеческая жизнь, — призрачная тень, обольстительный сон, с воображаемыми несчастиями земной жизни, есть ад и погибель. Поэтому далеко убежим от всякого мирского греха, чтобы наследовать Царство Небесное». 6. «Подумаем все о последнем часе, видя лежащего пред нами» мертвеца. Вот он исчезает, как дым с земли; отцвел, точно цветок; скошен, как трава; обвит полотном; засыпается землею. Оставив его навсегда невидимым, помолимся Христу, чтобы Он дал ему вечное упокоение». 7. «Приходите, потомки Адама, посмотрим на подобного нам, теперь поверженного на землю, потерявшего всякое благообразие, разложившегося в гробу от гнилостных червей, поглощаемого тьмою и покрываемого землею. Оставив его навсегда невидимым, помолимся Христу, чтобы Он дал ему вечное упокоение». 8 «Когда душа готовится быть насильно унесенной из тела страшными ангелами, она забывает всех родственников и знакомых и только заботится о том, как стать на предстоящем суде с ответом за суету и прегрешения несчастной плоти и получить прощение. Поэтому смиренно все помолимся Судии — Господу, чтобы Он простил умершему все грехи, им сделанные». 9. «Приходите, братья, посмотрим в гробу на пепел и прах, из которого мы созданы. Куда мы ныне идем, что с нами стало? Кто здесь бедняк и кто богач? Кто господин, кто благородный — не все ли одинаково пепел? Разложилась красота лица, и весь цвет юности иссушила смерть». 10. «Поистине все житейские удовольствия и слава суть обреченное на гибель ничтожество: все мы умрем, все будем мертвецами, — властители и правители, судьи и вельможи, богатые и нищие и всякое человеческое существо. Некогда живые, ныне повержены в могилах. Помолимся, да упокоит их Господь». 11 «Все члены тела являются теперь праздными; недавно они двигались, ныне все бездействуют, мертвы, безчувственны: глаза померкли, ноги связаны, а руки и слух бездейственны; на язык наложена печать молчания, — человек предается могиле. Поистине все человеческое — одно ничтожество». 12 «Мы молим Тебя, Матерь Не–заходящего Солнца: спасай, Богородительница, надеющихся на Тебя, и Своими молитвами умоли Всемилостивого упокоить ныне переселившегося от нас там, где упокоеваются души праведников; сделай его, Непорочная, наследником Божественных благ в жилище праведников, в память вечную». Слава, гл.6. «Видя меня, лежащего пред вами безгласным и бездыханным, плачьте обо мне, братья и друзья, родные и знакомые. Вот вчерашний день я беседовал с вами, но внезапно настал для меня час смерти. Приидите же все, любящие меня, и дайте мне последний поцелуй, ибо я уже не буду болеа ходить и беседовать с вами, так как иду к Судье, у Которого нет лицеприятия: раб и господин вместе стоят пред Ним, властитель и простой воинт богатый и бедный — все в равной чести; каждый прославится или посрамится собственными делами. Поэтому я смиренно прошу всех непрестанно молиться за меня Христу Богу, чтобы не отвели меня за грехи мои в место мучения, но чтобы Он поселил меня там, где свет жизни. И ныне: «По молитвам Родившей Тебя, Христе, и Твоего Предтечи, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, упокой скончавшегося Твоего раба». Затем Трисвятое по «Отец наш…» «Тропари 4 гл. 1. «Спаситель, упокой душу раба Твоего…» (стр. 83). Диакон — ектению «Помилуй нас, Боже…» (стр. 84) и священник — молитву (стр.84). Слава и ныне. Отпуск: «Воскресший из мертвых…» (стр. 85). Народ: «Аминь». Священник: «Вечная память тебе, брат наш, достойный вечного блаженства и воспоминания»(трижды) Диакон: «В блаженстве праведных подай, вечный Господи, покой скончавшемуся рабу (имя рабе) Твоему и сотвори о нем (ней) вечную память». Народ: Вечная память (трижды). Затем священник громко произносит над скончавшимся разрешительную молитву: «Господь наш Иисус Христос, сказавший Своим ученикам и Апостолам: «Приимите Святого Духа. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»(Иоан. 20; 23. Мф. 18; 18), даровал им по Своей Божественной благодати власть связывать и разрешать грехи людей. Этой же властью, по преемству от них принятой нами, да простит Господь через меня, смиренного, это духовное чадо(имя)

Да освободит его Господь от всех этих виновностей и уз. Грехи же, по человеческой немощи преданные забвению, да простит по Своему человеколюбию и по молитвам Пресвятой, Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых. Аминь».

После этого при пении «Святый Боже..» «Пресвятая Троица…» «Отец наш…» и погребальных песнопений тело умершего, в предшествии священнослужителей и всопровождении народа, несут на могилу. Перед тем, как опустить гроб в могилу священник, взяв земли, бросает ее крестообразно на тело умершего, произнося: «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней». (Пс. 23; 1). Потом крестообразно льет елей на умершего или посыпает на него пепел из кадила после этого гроб заколачивают при пении: «Спаситель, упокой…» и проч. (см. стр. 83). Затем опускают в могилу и погребают при пении тропарей:

1. «Расступись, земля, и прийми созданного вначале рукою Божией из тебя и теперь опять возвращающегося к тебе, родившей. Вот Создатель принял сотворенное по Своему образу, ты же, приими тело, тебе принадлежащее». 2 «Как сказал Ты, Господи, Марфе: «Я есмь Воскресение», так и исполнил это на деле, вызвав Лазаря из ада; выведи же, Человеколюбец, из ада и Твоего раба». 3. «Духовные братья мои и сподвижники, не забывайте меня в ваших молитвах и, смотря на мою могилу, вспоминайте мою любовь к вам и молите Христа, чтобы Он поселил с праведниками мою душу». Отпуск.

Порядок погребения умерших в Святую Пасху и в течение всей Пасхальной недели.

Необходимо знать, что если кто умрет в Св. Пасху или в какой либо день Пасхальной недели, то при погребении его до недели Фоминой, большая часть из обычных песнопений о скончавшихся опускается, ради величия и чести торжественного праздника Воскресения, ибо это праздник торжества и радости, а не скорби. А поэтому Пасхально воскресным пением над умершим Церковь возвещает, что все умирающие во Христе Воскресшем, с надеждою на воскресение и вечную жизнь, через Христово Воскресение переходят от скорбей этого мира к торжеству и радости. Сокращенным же пением, ектениями и молитвами, положенными над умершими, возвещается, что умершему в покаянии, хотя он и не загладил добродетелями свои согрешения, они по молитвам Церкви прощаются и он освобождается от греховных уз.

Священник, придя с причтом в дом, где лежит тело умершего, облачается в епитрахиль и фелонь и, окадив тело умершего, начинает обычным возгласом: «Благословен Бог наш…» Народ на 5 глас: «Христос воскрес из мертвых, смертию победил смерть и находящимся в гробах даровал жизнь».

Священник же возглашает обычные стихи: «Да воскреснет Бог…» и т. д. Во время этого пения священник освященною водою кропит тело умершего и его гроб снаружи и внутри, в который тотчас полагают умершего. По окончании пения диакон — заупокойную ектению, священник — молитву. «Боже, Создатель невидимых духов…» (стр. 84). Народ: «Аминь»и «Воскресение Христово видя…» и, взяв гроб с телом умершего, впредшествии священника, диакона и причта, переносят его в храм с пением Пасхального канона: «Воскресения день»… В храме, поставив тело, продолжают начатый канон. Священник же совершает обычное по чину каждение. Перед 4 песнью диакон — заупокойную ектению. Священник — молитву. Народ: «Аминь». «Жены пришедшие с Марией до рассвета…» и продолжают канон. После же шестой песни — ектений и молитва. Народ: «Аминь». Кондак: «Со святыми упокой…» и Икос: «Сам Ты — Один Бессмертный…» (стр. 98). Затем вместо Трисвятого: «Все вы во Христа крестившиеся во Христа облеклись». Дневной Апостол из «Деяний». Аллилуйя гл. 2, Евангелие первое Воскресное. После чего: «Воскресение Христово видя…» и заканчивают канон. Потом дважды поется ексапостилларий: «Плотию уснув…» Затем: «Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим». «Ангельский Собор удивился…» Потом пасхальные стихиры со стихами. Слава и ныне: «Воскресения день, умилимся…» и»Христос воскрес…» (трижды). При пении которых обычное прощальное целование с умершим со словами: «Христос воскрес». После стихир диакон–заупокойную ектению, священник–предстоятель возглашает около гроба молитву и совершается обычный отпуск, после которого разрешительная молитва: Господь наш Иисус Христос.. (стр. 106). Затем, в предшествии священника и причта с пением: «Христос воскрес…», тело скончавшегося несут для погребения и погребают его с благодарением и радостью совершая все, как указано в погребении мирян (см. стр. 107).

Порядок погребения священников.

После смерти мирского священника приходят три священника, снимают его с постели и полагают на земле, на рогожу; и, так как его не должно обмывать, то священники, раздевши, обтирают его чистым елеем. Затем одевают его в обычные его одежды, потом во все священническое еблачение, полагают в гроб, покрывают лицо умершего «воздухом»и полагают на грудь Св. Евангелие.