Text of the Festal Menaion in Russian

Вознесенный на Крест добровольно, / соименному Тебе новому народу / милости Твои даруй, Христе Боже; / возвесели силою Твоею верных людей Твоих*, / подавая им победы над врагами, / – да имеют они помощь от Тебя, / оружие мира, непобедимый знак победы.

Икос: До третьего неба вознесенный в рай / и услышавший неизреченные и божественные слова, / которые невозможно пересказывать языками человеческими, – / что он Галатам пишет, / как прочли и узнали вы, любители Писаний? / «Чтобы я, говорит он, хвалился, – да не будет, / разве только одним Крестом Господним, / на котором пострадав, Он убил страсти». / Так и мы все будем твердо держать его, / Крест Господень, как похвалу; / ибо для нас это спасительное Древо – / оружие мира, непобедимый знак победы.

*греч.: царей наших

Если нет отдания,

кондак святого, глас 8

Звезду Российскую, от Киева воссиявшую, / и чрез Новгород Северский Ростова достигшую, / всю же страну сию учением и чудесами озарившую, / прославим златословесного учителя Димитрия. / Ибо он для всех написал, все что служит к наставлению, / дабы как Павел всех для Христа приобрести, / и спасти правой верою души наша.

Икос: Праведным на небесах – о кающихся, / нам же, грешным, на земле – о тебе, праведник Димитрий, / подобает возрадоваться, / ибо в тебе мы нового молитвенника о нас к Богу обрели. / Тебя достойными похвалами ублажая, / мы от радости взываем так: / «Радуйся, Ростова похвала и всей России слава!»

Песнь 7

Ирмос: Росоносною соделал печь / Ангел для благочестивых отроков, / а Божие веление, халдеев опаляющее, / мучителя убедило взывать: / «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Как три отрока в печи вавилонской / силу огня угасили молитвою, / так ты, Богом явленный Димитрий, / огонь самосожжений, возгоревшийся в скитах, учениями твоими истребил. / Потому за спасение душ погибающих / Господь тебя прославил чудесами и нетлением, / мы же подобающими святому песнопениями ублажаем.

О скольких благ лишились вы, несчастные раскольники: / ведь ни священноначальника вы не имеете, ни вождя истинного ко спасению, / ни Бескровной Жертвы, ни других таинств не сподобляетесь! / Но хотя бы ныне познайте пагубное свое заблуждение, / и если делам и учению ангелоподобного Димитрия не верите, / то чудесам, от него являемым, как халдеи те, уверуйте, / чтобы с нами вместе едиными устами помолиться Богу отцов наших.

Воистину, Боже наш, / Ты один – Бог богов и Господь господствующих / и кроме Тебя иного / и кроме Твоей Святой Соборной Церкви нет иной / ни на небесах, ни на земле, где бы подобало спасаться. / Потому дай нам едиными устами и единым сердцем славить / Тебя, дивно все желания Свои во святых являющего.

Богородичен: Провидец Даниил узрел Тебя / как гору, не познавшая мужа Дева, / приснопамятный же во святых наш Димитрий, / как Гедеон, Руном Орошенным Тебя нарек. / Мы же, и то и другое исповедуя, просим, / дабы Церковь утверждалась на отторгшемся от Тебя Камне – Христе, / и право верующих сердца / росою Твоей благодати орошались.

Катавасия: Безумное веление тирана нечестивого, / дышащее угрозою и хулою богомерзкою, / в смятение народы привело; / однако трех отроков не устрашили / ни зверский гнев, ни огонь шумящий, / но, находясь в огне, / против которого веял росоносный ветер, они пели: / «Прехвальный Боже отцов и наш, благословен Ты!»