Text of the Festal Menaion in Russian

Канон иной. Ирмос: Семикратно печь / Халдейский властитель / для чтущих Бога в неистовстве разжег; / но силой высшею спасенными их увидев, / к Творцу и Избавителю взывал: / «Отроки благословляйте, священники воспевайте, / люди превозносите во все века!»

Дабы сделать известным живущим в мiре, что ты, Димитрий, / неугасимым сохранил светильник своей души, / всегда умащённой елеем благих деяний, / и что чертога двери отверзлись для тебя, / Бог неиссякающим источником божественного мvра тебя являет, / в награду за чистоту давая эту благодать.

Не от крови, как говорит священное Евангелие, / ни от хотения плоти, Димитрий, / но от Бога родился ты, / воплощенного почитая Бога; / кровь же свою усердно ради Него излив, / благодать чудес ты принял свыше / и источаешь Божественное мvро, / исполняя души благоуханием.

Ты явился одушевленной лестницей, / на земле утвержденной стопами плоти, / но до небес достигающей, ибо обогатился / Богом, утвержденным, мученик, в тебе. / Явившись же столпом, / елеем мученических подвигов помазанным, / ты и ныне тем, кто с верою приступает, источаешь / источник Божественного мvра.

О тебе, как о наводненной Божией реке / прежде написал Давид, воспевая пророчески, Димитрий; / ибо вот, неистощимо исхождение мvра твоего. / Потому и множество рек, наводняясь, / возвышают голоса свои, / рукоплещут же во славу Бога / всем этим тебя прославившего.

Единый Трисвятой Господь / – Ты, Боже Всемощнейший, / о Ком богословствуя, страдалец Димитрий в темницу заключается, / и, со скорпионом чувственным / невещественного змия умертвив, / и гордыню Лия низложив через Нестора божественного, / копьем пронзается, и ныне мvро из гроба источает.

Богородичен: Вместо Адама – Господь, вместо Евы – Ты, Всечистая, / Гавриил же – вместо лживого змия, / Крест же – вместо древа познания, / сад гроба – вместо Эдема, / радуйся – вместо печали, / копье – вместо пламеннаго меча, / а багряница – вместо листьев смоковницы; / и вот, мы воспеваем, Тебя, Отроковица, / как всего того Виновницу.

Катавасия: Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда – прообразуемое, а ныне – действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!

Песнь 9

Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, / на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть; / но чрез Тебя, Всечистая, / стало видимым для смертных Слово воплощенное. / Его величая, / мы вместе с небесными воинствами / Тебя восхваляем.

Вот, все мы провинились, / – и земля, ни в чем не погрешив, наказывается страшно; / ведь Человеколюбец всю ее колеблет, вразумляя нас; / придем же в чувство / и о спасении своем позаботимся.

Являясь Господом сроков и времен, / в один миг восхотел Ты сокрушить рабов Своих, / но удержался, Владыка, / по великому Своему милосердию. / Благодарим Тебя мы, не заслужившие прощения, / Единый Человеколюбец.

От землетрясения, меча, горького пленения, / и языческого набега, Христе, и нападения, / и голода и мора, и от всякой иной беды / избавь город Твой и всякую страну / верно воспевающих Тебя, о Милосердный!

Земля взывает со стоном, не имея языка: / «Зачем вы, все люди, оскверняете меня злодействами многими? / Ибо Владыка, вас щадя, одну меня бичует. / Придите в чувство и покаянием / Бога умилостивьте!»