Text of the Festal Menaion in Russian

С 20–го же по 23 декабря – поем стихиры воскресные 3, и восточную 1, и предпразднства 3, и отцам 3.

24 декабря поем стихиры отцов на 6 и и предпразднства на 4.

Стихиры предпразднства, глас 6*

Подобен: Все отложив:

Незаходимое Солнце / из Девственного чрева воссиять идет / и просветить все под солнцем. / Чистыми очами и чистыми деяниями / встретить Его поспешим / и принять ныне приготовимся духом / Грядущего к Своим необычайным рождеством, как Сам благоволил. / Чтобы нас, удалившихся от жития эдемского к нему возвести, / Он, как милосердный, / в Вифлееме рождается.

На плечах носимый Херувимских, / Бог Слово, с плотию по Ипостаси соединившись, / во всенепорочное чрево вселился, и Человеком стал, / и на землю грядет от Иудина племени родиться. / Пещера святая, для всех Царя благоукрашайся, / как величайший дворец, / ясли же – как престол огневидный, / – те, куда для обновления всего творения / Дева Мария полагает / как Младенца Беспредельного.

В ясли тварей неразумных Тебя полагает Дева, / Божие Слово Безначальное, / начало получившее превыше ума. / Ибо Ты приходишь / прекратить неразумие мое, / которому я подпал по зависти змия; / пеленами же быть повитым, / чтобы расторгнуть рубища и узы согрешений моих, / Единый Благой и Человеколюбец. / Потому Тебя славлю, / воспеваю и поклоняюсь прерадостно во плоти Твоему пришествию, / которым я обрел свободу.

Стихиры святым отцам, глас и подобен тот же*

Явилась концам мира праотцев память, / света поистине исполненная и зарями благодати сияющая: / ибо Христос, Солнце светлое, / свыше просияв издалека, / сонм звезд ведет, с Ним воссиявший; / и Рождество Богочеловека является, / в пределах Вифлеема совершающееся. / Мы же все, с верою в честь Рождества Его / рукоплеща благоговейно, возликуем, / возглашая хвалу предпраздничную.(2)

Украшается славою приобщения к Божеству / Адам в сей день, радуясь, / как основание и утверждение праотцев мудрых; / Торжествует же с ним и Авель, и Енох веселится, / и ликуют Сиф и Ной вместе; / с патриархами же поет Авраам всехвальный, / и рождение без отца ныне Мелхиседек видит свыше. / Потому, Божественную память Христовых праотцев / и мы совершая, молим / о спасении душ наших.

Заблистал весело / в печи отроков богомудрых собор / и о Рождестве Христовом на земле провозглашает. / Ибо, как священная роса сойдя, Господь / Родившую Его сохраняет неопалимой, / соблюдает непорочной / и обогащает Божественными дарованиями. / Потому и Богом возлюбленный Даниил / радуется с веселием: / ибо Камень, от Горы отсеченный не руками провидя явственно, / он со дерзновением молится / ныне о душах наших.

Слава, глас 6: Даниил, муж желаний, увидев камень, / без помощи руки отсеченный, – Тебя, Господи, – / о рождении без семени Младенца предсказал – / Тебя, от Девы воплотившегося Слова, / неизменного Бога и Спасителя душ наших.

И ныне, предпразднства глас тот же, Византийца: Пещера, благоукрашайся, / ибо Агница идет, неся в чреве Христа; / ясли же, принимайте / словом Освободившаго от неразумных деяний нас, на земле рожденных. / Пастухи, играя на свирелях, / свидетельствуйте о чуде страшном; / и волхвы из Персии / золото, и ладан, и смирну Царю принесите, / ибо явился Господь из Девы–Матери. / И пред Ним, склонившись как раба, Матерь поклонилась / и обращалась к Тому, Кто во объятиях Ее: / «Как посеян Ты был во Мне? / Или как произрос во Мне, / Искупитель Мой и Боже?»

Если же 18 или 19 декабря: И ныне, Богородичен текущего гласа.