Text of the Festal Menaion in Russian
Слава, глас 6: Благодать чудес с небес принявший / и обман идолослужения учениями обличивший, / ты архиереев слава и утверждение, / всеблаженный Василий, / и образец учения всех отцов. / Дерзновение имея ко Христу, / моли Его о спасении душ наших.
И ныне, глас 8: Не устыдился всеблагой Бог / быть обрезанным плотским обрезанием, / но всем дал Самого Себя / образом и примером ко спасению: / ибо Закона Творец законное исполняет / и пророками возвещенное о Нем. / Все в руке Своей Держащий и повитый пеленами, / Господи, слава Тебе!
Тропарь святого, глас 1
По всей земле прошел голос твой, / ибо приняла она слово твоё: / им ты истины веры богодостойно изложил, / природу всего существующего изъяснил, / человеческие обычаи благоукрасил, – / царственный священник, отче преподобный, / моли Христа Бога о спасении душ наших.
Слава, и ныне, праздника, глас тот же: На престоле огневидном / восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом / благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, / не познавшей мужа Матери Твоей, Иисусе; / потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. / Слава Твоему всеблагому изволению; / слава промыслу Твоему; / слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!
И отпуст.
На повечерии кондак святого. Слава, и ныне: праздника. Полунощницу же поем, по обычаю, с кафизмой. После 1–го Трисвятого тропарь праздника. После 2–го – кондак праздника. Молитвы же «Помяни, Господи:» не читаем, только: Господи, помилуй: (12), и отпуст.
НА УТРЕНИ
На «Бог Господь:» тропарь праздника, дважды. Слава: святого, и ныне: праздника.
По 1–й кафизме седален, глас 5
Подобен: Слово, безначальное:
Как царское украшение Церкви Христовой / давайте все Василия восхвалим, / сокровищницу неоскудевающую учений: / ибо ими он наставил нас / Троицу почитать святую, / соединенную Естеством, разделяемую же по Ипостасям.
Слава, глас 1
Подобен: Гроб Твой:
Василий премудрый! Предстоя Троице, / моли, чтобы мы, воспевающие тебя / и почитающие память твою / в день суда получили благодать, / милость и очищение от согрешений, / да будем устами и сердцем прославлять / Единого Человеколюбца.
И ныне: Всех Творец и Владыка мiра, / Пребывающий со Отцом и Духом на высоте, / на земле как младенец принимает / обрезание в день восьмой. / Подлинно божественны и чудны дела Твои: / ибо Ты обрезываешься ради нас, Владыка, / как истинное Закона исполнение.
И читаем во Евангелии толковом поучение Василия Великого монахам.
По 2–й кафизме седален, глас 8
Подобен: Премудрости:
Почерпнул ты созерцанием божественного / неизреченной премудрости таинственное богатство; / всем источил воды православия, / верных сердца божественно веселящие, / учения же неверных по заслугам потопляющие. / Потому того и другого ради / ты трудами благочестия явился / непобедимым Троицы поборником. / Святитель Василий, ходатайствуй пред Христом Богом / согрешений отпущение даровать / празднующим с любовью святую память твою.
Слава, глас 3*