Text of the Festal Menaion in Russian
Каноны
Канон праздника, творение преподобного Стефана. Ирмосы по дважды, тропари же на 4, глас 2.
Песнь 1
Ирмос: Придите, люди, / воспоем песнь Христу Богу, / разделившему море и проведшему народ, / который Он вывел из рабства египетского, / ибо прославился.
Восьмерица дней, / образ века грядущего носящая, / блистает и освящается / Твоею, Христе, добровольною нищетой: / ибо в сей день Ты по Закону / принял обрезание плотию.
Обрезание принимает Христос / на восьмой день после Своего рождения, / и в сей день прекращает тень, / восход являя света новой благодати.
Иной канон, святителю Василию, на 8. Творение преподобного Иоанна Дамаскина, глас и ирмос тот же.
Следовало бы твой глас иметь, Василий, / желающим взяться за похвалы тебе; / но ты, отче, снисхождения исполнившись, / подавай нам щедро благодать.
Пройдя суровым добродетелей путем, / достиг ты ровного и беспрепятственного / восхождения на небеса / и всем явился образом, Василий.
Плоти самовластной страстное восстание / ты любовью к истинной философии воспитал, / потому в нетленных чертогах царских / водворяешься, отче Василий.
Страсти душевные, / а вместе – и телесные, Василий, / с пользой ты Духа мечом отсек, / себя же самого принес / в жертву Владыке.
Став служителем неизреченных таин, / ввел ты верных в таинственное священослужение / Христова Царства, отче, Василий, / Троицы свет нам блистательно явив.
Богородичен: Кто сможет по достоинству возвестить / о Твоем, высшем слова, зачатии? / Ибо Ты Бога родила во плоти, Всесвятая, / нам явившегося, Спасителя всех нас.
Катавасия: первый хор поет ирмос: Открыл дно пучины морской / и по суше Своих людей влечет, / покрыв в ней противников, / сильный в битвах Господь, / ибо Он прославился.
Другой хор, ирмос: Проходит Израиль волнами колышущееся море, / сушею внезапно оказавшееся, / а египетских всадников пучина мрачная / совершенно покрыла, как водная могила, / крепкою силою десницы Владыки.
Песнь 3
Канон праздника
Ирмос: Утверди нас в Тебе, Господи, / Древом умертвивший грех, / и страх Твой внедри / в сердца нас, воспевающих Тебя.
Слово воплотившееся, Сверхсущественный, / был обрезан для прекращения Закона, / начатки же божественной благодати / и нетленной жизни подал нам.
Не как противящийся Богу, / но как Закона исполнитель / Христос воплотившийся явился, / и принять обрезание добровольно / в день восьмой благоволил.
Канон святителю