Text of the Festal Menaion in Russian

Богородица: «Таков закон от Бога смертным», / – Непорочная тотчас говорит, – / «чтобы рождение от взаимной любви происходило; / но я совершенно не знаю услаждения с супругом, / как же ты говоришь, что должно Мне родить? / Боюсь, не говоришь ли ты обман; / но вот, вместе с тем ты восклицаешь: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!»

Ангел: «Слова, которые Ты мне вещаешь, Досточтимая», / – Ангел снова говорит, – / «касаются обычного рождения людей смертных; / я же возвещаю Тебе, что Бог истинный, / превыше как слова, так и мысли / от Тебя воплощается, как знает Сам; / и потому я радостно восклицаю: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!»

Богородица: «Ты являешься мне возглашающим истину», – заключила Дева, – / «ибо пришел ты как вестник общей радости; / Итак, поскольку Я очищена душою и телом, / по слову твоему да будет Мне: / да вселится в Меня Бог, / Которому с тобою вместе восклицаю: / Благословляйте, все творения Господни, Господа!»

На 9–ой песни «Честью высшую Херувимов» не поем, но поем припев праздника:

Благовествуй, земля, радость великую, / хвалите, небеса, Божию славу.

И ирмос: «Пусть одушевленного Божия Ковчега:» Затем второй хор поет тот же припев и ирмос. У трипесница к тропарям припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. К Богородичным – припев праздника.

Песнь 9

Ирмос: Пусть одушевленного Божия Ковчега / отнюдь не касается рука непосвященных, / но уста верных не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / «Истинно выше всех Ты, Дева чистая!»

Превыше мысли зачав Бога, / Ты превзошла законы естества, Отроковица: / ибо при родах не испытала свойственного матерям, / хотя по естеству изменениям подвластна; / потому достойно слышишь: / «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Как Ты молоко источаешь, Дева чистая? / Не может того высказать смертных язык, / ведь Ты являешь дело, несвойственное природе, / превышающее пределы обычного рождения; / потому достойно слышишь: / «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

В Священных Писаниях таинственно / говорится о Тебе, Матерь Всевышнего; / ведь Иаков в древности увидев лестницу, / прообразовавшую Тебя, сказал: / это – Божие основание; / потому Ты достойно слышишь: / «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Дивное знамение Моисею священнозрителю / показали куст терновый и огонь; / ища же исполнения его в последующее время, / он сказал: «Увижу это в Деве чистой, / Которой, как Богородице, да будет сказано: / Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Даниил называет Тебя мысленной горою; / Родительницей Божией – Исаия; / Гедеон же Тебя видит как руно; / а Давид Святыней именует; / иной же – вратами; / а Гавриил восклицает Тебе: / «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Затем ирмос триоди, припев и ирмос праздника, – оба хора вместе.